Функциональное обследование - важная часть подготовки к суточной гонке

Тренировки: Функциональное обследование - важная часть подготовки к суточной гонке

В продолжение истории о предстоящей суточной гонке на днях было проведено повторное функциональное обследование и выходит эта статья о планировании питания к ней.
 
 
Тренировки: Функциональное обследование - важная часть подготовки к суточной гонке
В середине августа я показал обнадеживающий результат на крупнейшем лыжероллрном марафоне Allianseloppet в Швеции. Тогда я полчаса проехал в лидирующей пачке, но решил «придержать лошадей». На моё счастье представители мировой элиты постоянно ломали палки и уже не были в состоянии вернуться в пелотон. Таким образом вторую половину марафона я проехал с Кристофером Каллесеном (он был шестым на классике в Бейтостолене), чуть больше минуты проиграл Лукашу Бауэру, призёру последнего ЧМ.

Казалось бы, можно радоваться своей форме, строить грандиозные планы на зиму, но необходимо проанализировать результаты марафона. Во-первых, быстрые роллеры позволяют держать очень высокую скорость (свыше 27км/ч), отсиживание за спиной даёт хорошее преимущество на равнине, более выраженное, чем в лыжах. Во-вторых, роллеры обеспечивают железной держание — можно не идти на руках в подъемы — я помогал себе ногой и, судя по сегментам в Страве, терял всего несколько секунд элите на этих участках.

Зимой такой фокус не удастся не только из-за того, что хорошо намазаться на весь марафон сложно, но и потому что моё сердце не справится с возросшим потреблением кислорода мышцами при езде с полной координацией. Этот момент я уяснил уже очень давно. Пока что никакие тренировки не позволили «раскачать» мое сердце, поэтому я не строю иллюзий — прогресс в лыжах у меня возможен только при езде даблполингом. Поэтому я перестал заезжать на тренировках в крутые подъемы одновременным одношажным или попеременным ходом — теперь на роллерах и лыжах тренируюсь только на руках. А ноги тренирую отдельно бегом, ходьбы и байком. 
 
В конце сентябре я первый раз прошёл обследование на тренажёре SkiErg Concept2 в лаборатории Soullab в Санкт-Петербурге. Уже тогда меня взяли в команду спортсменов, которые попробуют установить мировой рекорд в суточной гонке, поэтому было важно получить объективную информацию о своём функциональном состоянии, понять слабые звенья своей формы и определиться с приоритетными тренировками.
 
Тогда газоанализатор находился на техническом обслуживании, поэтому мы в конце каждой ступени брали кровь из пальца для измерения уровня молочной кислоты. Это даёт точное представление о функциональных порогах спортсмена (аэробный и анаэробные пороги), но газоанализатор помимо этого информирует о текущем энергопотреблении организма — сколько ккал сжигается в час, и зная энергообеспечение порогов, можно планировать питание на гонки различной продолжительность. 



Теперь обо всем по подробнее.

Анаэробный порог (АнП). При этом физиологическом состоянии уровень закисления организма находится в динамическом равновесии (4 ммоль/л): гликолитические мышечные волокна выбрасывают в кровь молочную кислоту, а окислительные утилизируют его; если поедешь чуть быстрее, окислительные МВ не справятся, уровень молочной кислоты уйдёт сильно вверх, через определённое время произойдёт отказ (от 30 секунд до 10 минут). Если показатели мощности или потребления кислорода на уровне АнП разделить на массу всех спортменов, то можно с высокой точностью предсказать их места в гонках. Есть данные о функциональном обследовании 15ти лыжников — чем выше порог, тем лучше было их место на Васалоппет. 
 
Аэробный порог (АэП). До этой мощности не растёт уровень молочной кислоты в организме, сохраняется её фоновое значение. Работа происходит в основном за счет окисления жирных кислот, и это в меньшей степени связанного с подкожный жиром, а в большей с питанием — чтобы включился подкожный жир, мощность работы должна быть еще ниже.

Когда время гонки превышает четыре-пять часов на первую роль в улучшении результата играет уровень аэробного порога (айронмен, суточная гонка). При этом на двух-трех часовом марафоне из двух спортсменов с одинаковыми АнП больше шанс на победу будет иметь тот, у кого выше АэП. 
 

Вот сводная таблица по обоим обследованиям:
Тренировки: Функциональное обследование - важная часть подготовки к суточной гонке

За 2,5 месяца у меня достоверно выросли оба порога:
— АнП был на мощности чуть ниже 180 Вт, теперь 210 Вт. 
Хоть пульс на одинаковой мощности не изменился, но сейчас, например, на равнине я могу спокойно делать темповую работу не на пульсе 155-160, а на всех 170, что бьётся с моей тренировочной практикой.
— Аэробный порог был на мощности между 90 и 120 Вт, сейчас он гарантированно выше 120 Вт.
 
Что это даёт на практике?
 
 Работа на мощности выше АнП — это заезжание в крутые короткие подъемы на трассах гонок и иногда на марафонах, перекладывание из группы в группу, спринт на финише. Ступенчатый тест не может точно оценить возможности организма спортсмена работы на высоком закислении, как это бывает в условиях коротких гонок — отработал крутой подъём, сел отдыхать на спуске, восстановился и также отработал все последующие. Но чем выше пороги тем быстрее происходит восстановление, хотя возможно хорошо проработать гликолитические МВ, так что порог вырастит не так значительно, как результаты в коротких гонках за счёт роста МПК. Но эта проблема на данный момент не представляет для меня такого интереса как следующий вопрос.
 
Работа на мощности между АэП и АнП. 
Здесь, между 120 и 210 Вт или пульсом между 135 и 170 кроется самое интересное для марафонов и суточной гонки. Диапазон очень широкий — можно первый час проехать на 200 Вт, а потом откатиться до 150, когда совсем устану, то и до 120 Вт. Поэтому чем уже эта «вилка», тем стабильнее результаты спортсмена в марафонах.
 
Надеюсь, что к марту АэП поднимется как минимум до 150 Вт за счёт большого количества лыжных марафонов и непосредственной подготовки к ним.
 
Рост АнП также связан с объемом работы на гоночной скорости, но может быстро прекратиться без огромного количества скоростно-силовой и аэробной работы с мощными отталкиваниями.
 
Что говорит газоанализатор о моем питании — главном лимитирующим звене при продолжительной работе на данной нагрузке? 



120 Вт —  800 ккал,  150 Вт — 950 ккал, 180 Вт — 1100 ккал,  210 Вт — 1250 ккал.

Получается, если мне ехать на пульсе 135, то 800 ккал необходимо восполнять двести грамм условных козинаков в час,  где очень много жиров. Если ехать сломя голову на пульсе 170, то нужно восполнять потери примерно 600 г сахара условными энергетическими гелями! Если взять во внимание то, что запасы углеводов в виде гликогена в организме даже сильных спортсменов ограничены 200-400 г., то можно говорить о том, что невозможно покрыть энергопотери организма при езде больше часа-полутора на уровне АнП.

Если кто-то вспомнит свой самый удачный марафон, где он два с половиной часа «ломил на все деньги» и съел всего пару гелей, то скорее всего действительно хорошо ехал в подъемы (близко к уровню АнП), но успевал восстанавливаться на спусках,  равнину шел на уровне АэП — другого не дано. Тяжелые ощущения от езды на закислении на коротких гонках бывают схожими с предвестниками гипогликолемии на марафонах, когда запасы сахара в организме еще не упали окончательно, но попытка ускориться дается очень тяжело.  

У меня еще есть в запасе четыре месяца, когда я смогу опробовать различные варианты питания на трассе: энергетические напитки, гели, батончики, обычная еда и т.д., возможно, с замером уровня сахара в крови, и напишу об этом более подробно. 

И еще, помимо ступенчатого теста я определил текущую максимальная алактатная мощность (МАМ) — показатель силы всего по поперечница работающих мышечных волокон. Я не ставил цели увеличить эту мощность из-за приблежающегося гоночного сезона, хотя можно было пойти и по этому пути. Сейчас важно чтобы она не падала (было 563, стало 573 Вт). Но при положительной динамике аэробных возможностей, совсем скоро силовые показатели начнут ограничивать этот рост, займусь ими в межсезонье.

Следующий тест намечен на конец февраля.

/// Openski.ru

Комментарии20

а откуда ЧСС АнП 168, если в таблице измерений только 162 и 171?
Датчик, считывающий показания пульсометра, расположенный на «хоботе» из-за раскачки заглючил, последние показание было 171 за несколько секунд до конца ступени 210 Вт. Программа, составлявшая этот отчет посчитала 168.
Денис, если сравнивать цифры с ощущениями.Можно ли выяснить примерно свой АнП по ощущениям-учащенное дыхание, легкое закисление в мышцах? на что еще посоветуешь обратить внимание?
ps:cколько стоит обследование? ноги я так понял не проверял? 
Ощущения по работе обманчивые. Надо оценивать возможность поддерживать заданную мощность более пяти минут и восстановление между этими отрезками. 
Ноги отдельно не проверял, нет особой необходимости. По ссылке в прошлой статье можно найти лабораторию.  
Денис, спасибо, что делишься своей информацией. Интересно и полезно было бы еще узнать какие тренировки ведут к повышению уровня АэП, АнП, к увеличению МПК, может даже с какими-то конкретными примерами. Спасибо и удачи в гонке!
Ок, это будет тема отдельной статьи) 
В любом случае, для того чтобы сдвинуть пороги надо работать на их уровне и выше по мощности, очень много работать и не получать высокое продолжительное закисление. 
Забавно, на основе Ваших показателей рассчитал КПД.
получилось 12,89% 13,57% 14,06% 14,43% соотв. для приведенных мощностей и потребления калорий в час.
получается, с точки зрения экономии еды выгоднее ехать быстрее:-)
 
считал так (для первого измерения) 120 Вт * 3600 сек / (800 ккал/час * 1000*4,19 Дж/кал)
Последний раз редактировалось
С другой стороны, если перенести это на лыжню, то с ростом мощности, скорость не растет линейно — возрастает сопротивление воздуха и уменьшается время возможного приложения силы.
Последний раз редактировалось
Денис, молодец! Очень интересно знакомиться с твоей информацией, сопоставлять с личными наблюдениями, анализировать. На данный момент нахожусь в эксперименте (с апреля), который должен дать существенную прибавку в мощности. Выйду на готовность уже к началу нового года и обязательно поделюсь. Продолжай знакомить с тренировками. С уважением.
ждем от тебя статью на openski.ru
Денис здравствуйте. Я тоже проходил такой тест, мои данные: лактат стал рости на ступени 250вт( 5.9м/моль). До этого все ступени был 3-4м/моль. Максимальная ступень 340 вт (12м/моль). хотелось бы узнать данные элитных лыжников: норвежцев, шведов, что бы было куда рости)
уровень сборной России — АнП от 250 Вт. По мощности, на самом деле, тяжело судить, тренажеры сильно разные.

Какая у вас была ступень до 250Вт? Шаг по 50 Вт? 
Ступень была 30 вт. Начинал с 70вт(4.7м/моль); 100вт(5м/моль); 130 вт(4.6м/моль); 160 вт( 4.4м/моль); 190 вт(3.5м/моль); 220вт( 4.5м/моль); 250вт (5.9м/моль); 280 вт(7.8м/моль); 310 вт( 9.1м/моль); 340 вт ( 12.4м/моль). Перед этим тестом делал на максимальную мощность на этом же тренажере, поэтому начальный лактат высокий. Вместе со мной делали ещё два человека, уровень МС, у них закислению на всех ступенях больше, а на контрольных тренировках летом, одновременным ходом по пересеченке хорошей я проигрываю минутами. 
обычно тест на максимальную мощность делают после ступенчатого. Возможно из-за этого ребята МСы имели более сильное закисление и не показали свои возможности. Какая была максимальная мощность у вас? И еще надо сравнивать массу спортсменов — более легкий имеет преимущество.
Я тоже МС. Они тоже делали Тест на максимальную мощность Перед ступенчатым.  Они чуть легче меня, но я на 10 см выше. 185см/74кг. Моя мак. мощность 570вт. Знаю что у Андрея Парфенова гдето 700вт. У Алексея Петухова 800вт.
не от одного абсолютного значения АнП зависит результат в гонках, тем по пересеченке. Этого я как раз не касался в статье.
спасибо за данные по максимальной мощности, интересно.
Незачто. Очень интеренсо читать ваши статьи)
Добрый день.
Денис, проходили ли еще тестирование в течении этого года?
добрый вечер.
Да, несколько раз об этом писал. Теперь и дома сам себя обследую
openski.ru/training/1464/domashnyaya-laboratoriya-ili-dablpoling-v-cifrah.html
openski.ru/training/917/dablpoling---eto-feyk.html 

Оставить комментарий