Как подобрать пару лыж на гонку

Подготовка лыж: Как подобрать пару лыж на гонку

Попробую рассказать о  выборе лыж и их «откатку» под соревнования.
Любой продвинутый любитель или профессионал должен иметь в своем арсенале не одну пару лыж, причем каждого стиля (конек и классика)! И чем больше лыж у вас имеется, тем больше проблем с выбором нужной пары на гонку. За все время я бегал на различных брендах лыж и успел перепробовать все самые известные из них, и информацию по кострукиции, геометрии и структурам некоторых брендов очень сложно или даже невозможно найти. Остается только догадываться или методом «научного тыка» искать ответ!
 
У таких лыж как Atomic и Salomon ведется так называемая тестовая программа в различных городах России, где каждый желающий может придти и попробовать интересующую его модель лыж и задать вопросы на которые специалисты постараются ответить, так же есть группы в социальных сетях, ну или напрямую написать специалисту из вашего региона вы можете задать вопрос т.к все они есть в соц.сетях. Считаю для любителей это большим плюсом, когда есть доступная информация по интересующим моделям лыж.

Подготовка лыж: Как подобрать пару лыж на гонку

Atomic и Salomon  имеют три понятных конструкции лыж (как к классике так и в коньке), понятный подбор лыж по весу лыжника. Вам не нужно думать и гадать брать, например, лыжи на тепло пожестче или на холод помягче, все четко и ясно — 3 конструкции и в каждой учтены потребности и лыжа подбирается строго по весу лыжника. На новых моделях имеется специальная наклейка, где написан допустимый диапазон веса и эти наклейки различного цвета в зависимости от конструкции лыжи.


Три конструкции лыж:
Теплая  (маркировка – red или А2 plus  он же белый или серый пластик), конструкция лыж для тёплых погодных условий. Конструкция имеет высокую колодку и широко открытые носки и пятки лыж. В коньке за счет этой конструкции достигается максимальная скорость  в условиях мокрого снега и исключает эффект подсасывания.  В классике достигается идеальное держание без потери в скорости скольжения, так как в тепло лыжня обычно мягкая, рыхлая и используется в основном жидкие мази держания. 
 
Универсальный диапазон (пожалуй самый распространненый вариант, маркировка – yellow или А2 universal) конструкция лыж универсального применения. «Приоткрытые» носки и пятки позволяют лыже прекрасно работать как на твёрдой так и мягкой трассе. В  коньке это позволяет сохранить высокую скорость скольжения после отталкивания. В классике за счёт средней высоты колодки (средний прогиб или средняя дуга) возможно нанесение полутвёрдых и жидких мазей держания без потери в скорости скольжения и качестве держания.
 
Морозные лыжи  на холодные условия (маркировка – blue или А1) конструкция для холодных погодных условий, жесткая лыжня, в основном старый или искусственный снег. Так как в основном в мороз лыжня твёрдая и используются преимущественно твёрдые мази держания, то соответственно конструкция лыжи выглядит таким образом что колодка (область держания, нанесения мази) имеет низкую высоту т.е минимальный прогиб или минимальную дугу. В коньке используют лыжи с двумя желобами (у atomic) для лучшей управляемости на твердой трассе и дополнительной курсовой устойчивости.

Подготовка лыж: Как подобрать пару лыж на гонку
 
Разобраться с конструкциями — это половина дела. Еще есть куча шлифтов на разные погодые условия!
Сразу скажу не бывает универсальной структуры, все хорошие структуры узкодиапазонные и работают в свои погодные условия! Качество шлифта зависит не только от шлифовальной машины но и банально от мастера, т.к человеческий фактор ни кто не отменял и у хороших мастеров в сезон очень большая, я бы даже сказал, не человеческая нагрузка и соответственно бывают сбои! Поэтому рекомендую делать шлифты через знакомых людей — тут вероятность положить качественный шлифт гораздо выше.
 
Обратившись к мастерам или друзьям,  можно узнать самый ходовой шлифт и попробовать его положить если вас устраивает этот погодный диапазон! После качественно положенного шлифта лыжа должна быть идеально ровной, без бугров, проплешин и ворса от пластика! Из известных мне сервисов (в московском регионе) хорошие шлифты делают в КАНТе мастер Павел Потапов, Процентр Salomon (все шлифты salomon atomic  делают в основном там, пример AW7, AM6, AM7, AC5), пробовал в других местах но мне не очень понравилось! Еще в Финском Вуокатти были хорошие шлифты серии RL (но на вкус и цвет товарища нет).

Подготовка лыж: Как подобрать пару лыж на гонку


После шлифовки с лыжи нужно обкатать и немного «насытить» желательно фтористыми парафинами, или сделать в сервисе где есть термобоксы. 
 
И так выбрали нужную конструкцию лыжи, нанесли на нее нужный шлифт соответственного погодного диапазона (на теплые лыжи не стоит наносить холодный шлифт), но погода штука переменчивая и порой очень тяжело ее предсказать! Самый идеальный вариант это приготовить все лыжи нужного диапазона (опять же не надо на тепло морозные лыжи откатывать) одинаковым парафином и с утра пораньше перед гонкой их откатить, ну или хотя бы в предыдущий день, подобрав примерно одинаковые погодные условия! Если катаем с утра то одну лучшую пару берем и спокойно готовим на гонку, это сэкономит вам время и материал, если с вечера то берем  1-2 пары и готовим их по желанию либо одинаково либо можно положить различные варианты смазки! 
 
Как откатывать лыжи: перед тем как начать откатывать лыжи нужно их остудить, т.к «теплая» лыжа обычно  уезжать дальше, особенно в мороз! В идеале лыжи надо «раскатать» проехав на ней хотя бы метров 500. Если вы один и нет специального откатчика, то придется катать лыжи «на дальность» т.е какая пара дальше  уедет та и лучшая!  Для этого выбираем не сильно крутой спуск с хорошим пологим выкатом и желательно, что б он был безветренный.  Если есть откатчик, то выбираем спуск что бы «рабочий» отрезок был не менее 10 секунд и на нем катаем лыжи и выбираем самую лучшую по времини! Если есть напарник, примерно такой же комплекции то еще лучше, катаем лыжи в паре для этого выбираем хороший длинный прямой спуск, вместе параллельно разгоняетесь, выравниваетесь взявшись за руки и набрав скорость расцепляетесь и смотрите кто кого «накатит»! 

Подготовка лыж: Как подобрать пару лыж на гонку


Если выкатило несколько пар примерно одинаково:
Классические лыжи берете, наносите  на нее мазь держания и  по собственным ощущениям смотрите какая пара лучше работает под ногой! 
 
Коньковые лыжи смотрим, какая лыжа лучше работает под ногой «в раскат» и по своим ощущениям берем лучшую!
 
На наших тестах иногда люди пытаются убедить что не важно как лыжа  выкатывает главное что под ногой у них работает, но по собственному опыту могу сказать что если лыжа хорошо выкатывает то она и под ногой будет хорошо работать, так же это работает в обратную сторону т.к не может лыжа «скользить» под ногой, а на выкате не работать! Может быть, такое, что на выкат лыжа хороша, а в шаге «тупит», обычно это бывает когда лыжи не подходят по параметрам лыжнику!
 
Если лыжа хорошая она будет сразу выкатывать, а если нет то нет и бестолку ее на откатке «выкатывать» убирайте сразу в сторону! Плохая лыжа уже не поедет даже перешлифовка ей уже не поможет По опыту были лыжи, которые не ехали и сколько не делал на них различных шлифтов это их не спасало! То же самое с хорошими лыжами они едут сразу и до своей кончины))) такие лыжи надо беречь будь они все косые кривые, конечно можно попробовать положить то же шлифт что и был, но наверно лучше не стоит!  По себе знаю, была одна классическая пара «пропеллером» и снять с нее парафин было забавным занятием, но в свою погоду ей не было равных! 
/// Openski.ru

Комментарии9

Спасибо, Антон, за интересную статью и Вашу работу!  Как обыватель, хочу отметить что действительно, наибольшее количество информации о лыжах и подборе лыж Атомик и Саломон доступно, благодаря стараниям их представителей в России! Не хочу рекламы или антирекламы, но добиться добиться ответа по Россиньол, структурам, моделям и прочему было не в пример сложнее. (Как кстати и по Фишер, где просто надо становиться профессором их структур, FA,HA, и конструкций) Сложная задача для любителя — обзавестить тем минимальным количеством лыж которые будут необходимы и достаточны для закрытия тренировочных и соревновательных «температурно» — «жесткостных» диапазонов, и помощь и консультация помогут не ошибиться и преорести наиболее подходящую пару. 
Антон, спасибо за статью.  А скажите пожалуйста, шлифты Ювенты, Спортдепо Вам знакомы? Если да, то что о них можете сказать?
Давно делал там  729 шлиф универальный до -12 (если не ошибаюсь) но как то не очень впечатлил, видимо в универсальности дело… Хотя по отзывам ни чего плохого не слышал!
#рекламареклама
#рекламапозаказуопенски))) 
Если читали, то статья в целом не рекламная!  скажу что лыжи для меня как «материал» и без разници что на них написанно!  На практике скажу что имею мнго лыжи  (как я думал очень хороших), осообено классики (в том числе фишер, росиньел), всегда перед важными стартами их откатываю  , но в этом году получилось так что на всех откатках выезжали лыжи атомик (хотя лыжи тестовые  и подобранны не под мой вес) и по работе они очень приятные!
Антон, спасибо за заметку.
Скажите ваше мнение по поводу циклевки как «обновлении» скользяка (не циклями Кузьмина, а в целом).
Есть ли в этом смысл, или в любом случае лучше только штайншлифт. И стоит ли раз в какое-то время обновлять лыжи посредством циклевки или ШШ? 
циклевать еще надо уметь, можно только лыжу испортить!  на мороз когда лыжа совсем уже «кривая» можно попробовать, но в целомо  это мне кажется все таки немного прошлый век, если есть качественные шлифовальные машины, и приемлемые по цене (думаю 1500р можно позволить раз в 2 года) Надо смотреть по состоянию скользящей поверхности, если шлифт «свежий» то и не надо ни чего придумывать! Если уже лыжи кривовата, или «подоженная» то имеет смысл положить такой же шлифт, но опять же надо смотреть по «толщине» пластика бывает что уже не чего снимать! И все  же думаю не вся «толщина» пластика работает, бывает что шлифуешь и на какой то раз лыжа перестает ехать!
Антон, продублирую вопрос от dima, в 2017-2018 году как можно подобрать себе Atomic для условий cold? Я так понимаю, S9 b S9 carbon теперь Uni? Теперь подбор, предполагаю, возможен лишь на фабрике, по показателям FinalTension и контактных зон? Как то они странно поступили Atomic?
Есть вопрос по кньковым лыжам atomic Redster S9 Carbon сезона 2017-2018,
нет лыж на холод cold жесткую трассу есть только uni и на plus, uni хрошо будут катить сильный мороз -15-25С ?

Оставить комментарий