Что такое лыжный курорт

Места катания: Что такое лыжный курорт

В России мы привыкли, что в нормальных лыжных городах есть серьезная, но короткая трасса для спортсменов, и чуть более длинные круги для гулящих — «народные лыжни», которые чаще всего содержатся не в очень хорошем состоянии в отличие от первых. Простые катающиеся не воспринимаются нашей индустрией как потенциальный источник денег, но в остальном мире именно они двигают лыжи вперед. И именно на них рассчитаны лыжные курорты — уникальное туристические кластеры (не побоюсь этого слова), куда лыжникам любой квалификации хочется приезжать из года в год даже больше чем на марафоны Энгадин, Марчалонгу или Васалоппет. Опрос openski.ru показывает большой интерес к центрам и курортам в России. Давайте расставим важные критерии и посмотрим, что наши лыжники думают о Руке, Леви, Малиновке, Пересвете и Демино.
 
Знаем ли мы в России, что такое лыжный курорт? Лыжные центры, где созданы условия для сборов, наверное, посещали многие, но следующая ступень — курорты, где обычные лыжники готовы провести отпуск с семьей и не скучать вне тренировок, доступны, наверное, только в Швеции, Финляндии и Альпах. Количество трасс на курортах поражает воображение — можно проезжать десятки километров трасс по различному рельефу и ни разу не пересекаться. Если курорт расположен в горах, то по его трассам вы сможете попасть в самые интересные уголки с шикарными видами, превращаясь в своего рода исследователя.
 
Интерес к курортам среди беголыжников можно разделить на два сезона: до середины января, когда нужен стабильный снег для «вкатки», и основной сезон с соревнованиями/марафонами и массой обычных катающихся.
 
Вкатка в ноябре-декабре по коротким кругам в большем приоритете для наших лыжников, чем возможность приехать покататься весной по большим кругам.


«Лыжные центры нужны больше для вкатки, так как в феврале-апреле хватает лыжных марафонов и нет смысла ехать просто покататься! Если только в середине апреля сезон продлить!» — Антон Суздалев. Ему же, как профессиональному лыжнику, важно иметь возможность принять участие в FIS-гонке в ноябре, набрать квалификационные очки.
Остальным опрошенным любителям гонки на первом снегу не нужны.

Алексей Барышников предпочитает проводить свои мини-старты:
«Силами нашего клуба мы обязательно проводим соревнования в виде спринтерских эстафет, обычно после дня отдыха. Развивающая работа с эмоциональным зарядом очень нравится лыжникам. Участвовать в более длинных гонках любителям в ноябре- начале декабря необязательно, основные старты приходятся на февраль-март».

Места катания: Что такое лыжный курорт

В начале сезона в связи с плохими снежными условиями лыжники готовы мириться с короткими тренировочными кругами:
«Нужно минимум  5-7 км: отлично, если больше.  Необходим разнообразный рельеф: и немного равнины, и подъемы-спуски, оптимально 12-15 км», — Алескей Щеглов.
 
«В Муонио первый круг — круг в 3-4 километра, но по хорошей укатанной трассе и в красивом лесу. Вполне достаточно», — Дмитрий Трусов.
«На вкатке в идеале километров 10, не меньше, чтобы комфортно кататься без толкотни и не накручивая круги по маленькой трассе!» — Антон Суздалев.
«Осенью, когда снега еще мало, я согласен довольствоваться кругом в 3-5 км, например, как в Вуокатти. Важно, чтобы этот круг был освещен для вечерних тренировок», — Александр Безгинов.


Да, освещенные трассы — важная особенность лыжных центров, ведь чаще всего они располагаются ближе к полярному кругу, что снижает к декабрю световой день до неприличного.
«Особо полярная ночь не напрягает, т.к туда еду целенаправленно на первый снег, и недели две можно тренироваться, психологически не напрягаясь. А смыла ехать дольше для любителей нет. Освещенных трасс много не бывает, в идеале, от 7 км», — Антон Суздалев.
«Я был в Леви, в Руке, в Муонио, там с трассами и освещением порядок в ноябре-декабре. Но, повторюсь, если начало зимы малоснежное, то протяженность трасс невелика, а людей на ней катается очень много. Это основной негативный фактор», — Алексей Барышников.
«Полярная ночь не мешает. Тех же 3-4 километров освещенных трасс вполне достаточно», — Дмитрий Трусов.


Стоит заметить, что в Ливиньо — одном из немногих лыжных курортов Альп, где есть снег с середины октября, нет освещнных трасс. В декабре на широте Краснодарского края световой день начинается в 8 утра, а заканчивается в 18 вечера, что позволяет сделать две тренировки. Хотя тем, кому нужно, катаются с фонариками на голове.
 
На вкатке очень ценится стабильный ранний снег, который может гарантировать только современная система оснежения и/или хороший запас законсервированного прошлогоднего снега. С одной стороны, это делает всю инфраструктуру более затратной для центра, а с другой — приводит большее количество лыжников на вкатку. На некоторых курортах, как в Саарисельке и Ливиньо, за ранний снег не надо платить — по сути, стоимость билета заложена в плате за жилье. А на многих других надо платить за катание по искусственному снегу. Как только выпадает натуральный, плату перестают взымать. 


«Адекватный ценник — понятие растяжимое. В Пересвете это 200 рублей в сутки. Как мне, так очень даже хорошо. Я знаю, что получу хорошую, подготовленную трассу. Если же там были бы круги по 20-30 км, то до 400 рублей спокойно. Поэтому вижу смысл вводить различные билеты на разные трассы. Хочешь покататься на равнинном коротком круге, плати 200 рублей. Средний рельеф — 300, большой подготовленный круг — 400», — Денис Агафонов.
«До 10 евро/500 рублей в день выглядит как справедливая цена за труд людей, которые запасали снег и готовили трассу», — Дмитрий Трусов.
«Да, если эта услуга (возможность покататься) уникальна в данный период. Обоснованная цена для каждого во многом будет зависеть от его дохода. Сегодня я бы для себя определил вилку от 200 до 500 рублей в день. Всё зависит от того, что будут гарантировать за эти деньги — идеально отратараченную каждое утро трассу или утоптанный лыжниками 2 км круг из искусственного снега», — Дмитрий Сямтонов.
«Наверное, да — рублей 200 за день, не более», — Антон Суздалев
«Так как наша команда выезжает на сборы за свой счет, следовательно, люди за свои деньги хотят получить именно то, за чем приехали — качественно подготовленные лыжные трассы. Никто не хочет, приехав на вкатку, бегать кроссы или прыгать имитацию. Поэтому система оснежения сильно упрощает ситуацию. Разумной ценой в России считаю стоимость примерно 10 евро в сутки. Как вариант, эту стоимость можно „спрятать“ в цену проживания, так психологически легче для клиента»,  - Алексей Барышников.
«Если это лыжня на курорте, то за нее отдельно не готов платить, так как это то, благодаря чему курорт заполнен отдыхающими. Если вопрос в посещении такой трассы без размещения там – да, возможно и за плату посещать. Цена зависит от того, что предоставляется, если обоснована и соответствует моим потребностям, готов посещать за плату», — Алексей Щеглов.
 
При этом на первом снегу совсем не обязательно проводить гонки, когда как вероятность посетить лыжный центр в феврале-апреле почти польностью зависит от организации на нем интересных гонок и марафонов.
«Наличие массового старта — однозначный аргумент в планировании приезда именно в этот период времени», — Дмитрий Трусов.
Кто-то использует высокогорье для поготовки к важным соревнованиям: «В планах есть выезды в конце января-феврале на курорт типа Лауры в Красной Поляне для подготовки к важным весенним марафонам».
 
Но чаще всего — это возможность просто покататься в удовольствие в отпуске:
«Февраль-апрель — это соревновательный сезон, едва ли удается найти время, чтобы посетить все запланированные старты. А если будет марафон/гонка? В этом случае, возможно. Если гонка только одна, то не больше недели, а если в этом регионе будут еще гонки, то можно и больше чем на неделю. Мне больше всего нравится приезжать в Селен (Швеция). Тут в начале марта можно пробежать Васалоппет, если немного задержаться, можно познакомиться с огромным количеством местных горнолыжных курортов. Передвигаться между зонами катания можно не только на скибасах, но и не снимая горных лыж/сноуборда — по равнине проложены бугельные “траволаторы”. Для детей есть простые склоны через лес с фигурами троллей, избушками и другими элементами сказок. Безусловно, можно покататься на снегоходах по разным маршрутам. Также там есть большой аквацентр с искусственной волной для обучения серфингу и разными спа-процедурами. Всего, конечно, не перечислить. В этом году мы остались почти на неделю. Правда, на сноубордах покатались только полдня. Мы нашли развлечение себе в части беговых лыж — обнаружили, что в каждой зоне катания есть свои трассы или маршруты для беговых лыж с кругами от 5 до 12 км. Мы решили посмотреть их все. Каждый день по новой. А в те дни, когда не хватало, то ехали вечером на единственную освещенную трассу длиной 5км и докатывали там до насыщения», — Дмитрий Сямтонов.




«Когда наступает полноценная зима, то чем больше километров трасс будет, тем лучше. Я отдаю предпочтения большим кругам по 20-30 км. В этом плане очень понравилась финская Рука, петли различной протяженности позволяют компоновать интересные маршруты. Да и тренировки становятся намного интереснее. Обычно на утренней тренировке у меня получалось 35-40 км, и все одним кругом, а вечером — 10-15 км по освещенной трассе. Для лыжного курорта важно наличие жилья в пешей доступности от трассы, а лучше прямо на трассе, чтобы лыжи одевать прямо от порога. И жилье должно быть разнообразным: и коттеджи для компаний, и варианты для тех, кто приехал один или вдвоем-втроем. На Камчатке можно сделать сказочный курорт: много снега, шикарные виды на вулканы, много природных достопримечательностей позволяют разнообразить отдых. Это и источники, и океан, и прогулки в горы, то есть, вулканы. Но там совершенно нет инфраструктуры. Непонятно, где там жить, если только снимать квартиру и машину, и все организовывать самому», — Александр Безгинов
 

 
Как вы понимаете, в России просто нет такого количества лыжных трасс, чтобы удовлетворить критерий «лыжного курорта» по главному показателью — продолжительность подготовленных трасс. Какие еще критерии важны, чтобы лыжный центр смог привлечь потенциальные «толпы» обычных лыжников зимой и весной со свомии семьями?
 
«Горки для сноуборда начального/подготовительного уровня — с приветливыми инструкторами.  Бассейн со всякими горками и гидромассажем. Сауна. Парковка для автомобиля с электроподогревом на случай холодов — как в Финляндии и Швеции», — Дмитрий Трусов.
«Горные лыжи, прогулки на собачьих упряжках, снегоходы, велосипед (фэтбайки), вечерний досуг (так как темнеет, как правило, рано) — небольшой кинотеатр, семинары, интересные лекции, что-то вроде клуба или паба, где вечером можно встретить других отдыхающих. Бассейн, спа и лечебные процедуры приблизят лыжный центр к курорту», — Дмитрий Сямтонов.
«Спа-комплекс, ресторан. Для семейных лыжников – развлечения для детей – тюбинг, игровая комната для детей – на время тренировок родителей», — Алексей Щеглов.
«Бассейн, спа-центр, баня, детский центр, каток, кинотеатр или боулинг!» — Антон Суздалев.
 
"- Беговые лыжные трассы общей протяжённостью не менее 15 км;
— освещённые лыжные трассы общей протяжённостью не менее 5 км;
— система искусственного оснежения, позволяющая подготовить круг не менее 3 км;
— лыжный тоннель (для курортов экстра-класса);
— лыжероллерную трассу, протяженностью не менее 5км;
— гостиница, коттеджи;
— столовая, ресторан, кафе;
— банный комплекс;
— лыжный сервис;
— досуговые развлечения", — Алексей Барышников.
 
Лыжники хорошо отзывались о лыжном комплексе Малиновка в Архангельской области:
«Уже 5 лет подряд мы проводим вкатку в Малиновке, где в декабре уже более 20 км трасс различной сложности, из них 10 км освещены. Но многое зависит от состояния снежного покрова», — Алексей Барышников.
«Очень понравился СК «Малиновка» в Архангельской области, отличные условия проживания, достаточный уровень сервиса, разнообразные лыжные трассы для лыжников разного уровня», — Алексей Щеглов.
Антон Суздалев выделяет подмосковный Пересвет: 
«В настоящий момент лучший центр — это подмосковный Пересвет. В свое время Демино был хорошим лыжным центром, но в последнее время уже не очень (финансирования нет, и, следовательно, качество упало во всем, начиная с подготовки трасс, заканчивая питанием в столовой — все после того, как Ласточкина посадили)».
 
Дмитрий Ливанов подробно рассказал про Мурманск:
«Не знаю, можно ли отнести Мурманск к лыжным центрам,  я туда езжу на две недели в декабре на вкатку и поучаствовать в первом. Потом приезжаю на две недели в марте перед марафоном Праздника Севера. В декабре темно, есть освещенная 2,5-км трасса, в понедельник освещение не работает, так как нет тренировочного процесса, в остальные дни освещение включают около 15:00, соответственно, когда приходят тренироваться воспитанники спортшкол. Есть еще 5-километровый круг,  его можно катать, пока относительно светло, потом либо с фонарем, либо можно перейти на освещенную. Есть еще освещенная трасса в районе КП-2 (это примерно 20-й километр марафона), но без машины туда не добраться. Все бесплатно. В марте уже лучше: и солнца много, к трассам добавляется марафонский круг 25 км. С размещением проблем нет: можно бронировать гостиницу, но на две недели уже дороговато выходит, так что оптимальный вариант — найти квартиру. Есть гостиничный комплекс в непосредственной близости от спорткомплекса „Долина Уюта»: несколько домиков и, если не ошибаюсь, гостиница «Юность Мурманска», но, насколько мне известно, последнюю надо бронировать очень заранее. Недалеко еще гостиница «Полярный круг», минут 10 пешком до лыжни. Лыжня в Мурманске всегда подготовлена очень хорошо, ратраком, исключение может быть в периоды очень сильных снегопадов, когда техника и персонал попросту не справляются. Наверно, Мурманск сложно назвать лыжным курортом, хотя в марте, в период Праздника Севера, с натяжкой уже можно. Этому в первую очередь способствует погода, большое количество трасс. Все-таки для курорта нужна более разветвленная инфраструктура: гостиницы, кафе, рестораны, сервис лыж, раздевалки, спортивные магазины (пусть небольшие),  возможность тестировать лыжные новинки (стенды производителей или продавцов). Мурманск — это удобная база для тренировок, но пока не курорт“.
 
А также рассказ Олега Юртаева о финских Леви и Руке:
»В конце декабря и, начиная со второй половины января, начинается сезон лыжных гонок и, конечно же, принимая в них участие, хочется именно гнаться, а не просто кататься. А гнать в самом начале сезона довольно сложно, если не было адаптационного периода — вкатки. На вкатке вновь вспоминаешь лыжи, ноги заново начинают привыкать в специфическим нагрузкам и т.д. 


На себе я обкатал «вкатку» в прошлом году в финском Леви, в начале декабря, когда уже за полярным кругом, а именно там и находится этот известный курорт, толщина снежного покрова более чем комфортная. В это время там уже готово около 50-60 км разных трасс, с основной, огибающей центральную гору этого курорта, длиной порядка 20км. Рельеф трасс от плоского до умеренно-гористого с затяжными тягунами и очень динамичными, практически горнолыжными, спусками. По трассе, кроме елок и снега, инфраструктуры нет. Конечно, сам городок не в счет. Откатываешь круг (вариантов кругов несколько по разным уровням подготовки и желанию) и возвращаешься домой — вполне рабочий вариант, особенно когда живешь в ста метрах от трассы. Полярная ночь в декабре стремительно берет свое, и уже к трем часам дня падают сумерки, но в Леви есть достаточное количество освещенных трас: есть гористая петля девять километров (туда-обратно), есть круг пять и семь километров — есть выбор и поэтому здесь мне показалось очень удобным именно сочетание возможности утром катать по светлой трассе, а вечерком «догоняться» уже по освещенке. Возможность комфортно разбивать каталку на этапы, чтобы не убиваться за раз — как раз именно то, что необходимо в самом начале, когда ты и лыжи вспоминают друг друга, и заново начинается партнерская работа. При этом хочу отметить спортивную направленность городка: сама специфика трасс, все же, не самое идеальное место для покатушек с малолетними лыжниками, делающими первые или вторые шаги. 

Места катания: Что такое лыжный курорт


Как раз именно такое место, где можно насладиться всей гаммой «лыжного туризма» — Рука. Рука — золотое сочетание возможностей и инфраструктуры. Трассы здесь очень разнообразны, годятся и для совсем маленьких детей; и для для спортсменов. На длинных петлях есть точки отдыха с горячими напитками и едой. Вот этот элемент мне показался очень удобным и совершенно необходимым, когда семья с детьми решила провести день в лыжном походе, а именно так и хочется сделать. Перевал в средней точке маршрута дает возможность отдохнуть и восстановиться на вторую половину пути. В Руке трассы показались более разнообразными, но, поскольку я там был уже весной, когда в Москве снега практически нет и световой день за полярным кругом уже очень комфортный, вопроса освещенных трасс на повестке дня не стояло. Там их меньше, чем в Леви.
Переходя к некоторому обобщению, с моей точки зрения лыжные комплексы должны располагаться в черте машинной или пешей досягаемости от цивилизации. Изоляция трасс хороша только для сборов — когда ты ничего не делаешь, кроме лыж. Неспортсмену нужно немного больше разнообразия, поскольку лыжи — это, прежде всего, хобби. Общая длина трасс и их разнообразие — характеристики, которые влияют на аудиторию катающихся:  ючем больше разнообразия и свободы выбора, тем больший контингент лыжников будет удовлетворен своими достижениями. 
Лыжный курорт без гонок, если это зимний отпуск — то да. Возвращаясь к опыту Леви и Руки, такой отпуск всегда запоминается позитивным и интересным. Этот вопрос сугубо индивидуален, и я считаю, что у каждого найдутся свои аргументы и в пользу совмещения с соревнованиями, и в пользу разделения, что полностью оправдано конкретными ситуациями.
Универсального рецепта в этом вопросе быть не может, и должен ли от быть вообще?"
 
А что вы думаете о лыжных курортах? Что нужно сделать в России для того, чтобы они появились? Какие места являются перспективными?
/// Openski.ru

Комментарии12

Интересная статья,  спасибо 
Вполне можно и в России  курорты с беголыжной ориентацией мирового уровня создавать. Тем более,  что экологические нормы не столь жёсткие,  как в некоторых странах Западной Европы, судьбу каждого дерева при прокладке трассы на референдуме решать пока не надо.

Пример того, что и как надо делать показал Аэрофлот: из компании, над которой весь мир издевался, превратился в компанию «4 звезды от Skytrax» за менее, чем 10 лет. Рецепт прост: лучший международный опыт организации процессов  + постоянный тренинг персонала. 

Лет так 20 тому назад было создано совместное финляндско-российское предприятие по строительству лыжного центра на горе Нуоринен, которая находится в Лоухском районе Карелии рядом с границей и совсем недалеко от финской Руки. Нуоринен выше Руки. Аренда финнам на 49 лет. Уже давно бы Россия имела прекрасную базу для тренировок сборных команд, проводили бы этапы кубка мира по лыжным видам спорта. 
Хотели как лучше, а получилось как всегда!
Согласно договора финны провели дорогу и электричество до границы со своей стороны. А наши ничего не сделали. А когда «зелёные» подняли шум, то вообще задвинули этот проект так далеко, что почему-то до сих пор не вспоминают о нём. А жаль.
В ЯНАО можно легко создать курорт лыжный, там снег до конца апреля всегда, и с начала октября легко (есть система оснежения, но простаивается) — г. Ноябрьск… трассы уровня Российских Всероссийских г.Надым, но тишина с привозом туда соревнований всероссийских и инфраструктура современная пока отсутствует! И привести туда апрельский этап Руслоппет-легко! И тот же г.Салехард есть, только до ума довести, трассы там уже есть! Решить множество административных барьеров легко, начиная с дорогой авиакомпании Ямал, обдирающих тупо за багаж лыжного-спортивного оборудования!

Также выделил бы перспективный проект развития среднегорья: для базовой работы спортсменов в спорте высших достижений — Семинский перевал!!!  
Боюсь, что с середины ноября до середины марта сибирские курорты будут простаивать — слишком холодно. Надо смотреть в сторону горнолыжных центров и с ними параллельно развиваться.
миф… в ноябре и после марта нет морозов!!! а снег уже есть и ещё есть до конца апреля всегда 100%! 
Последний раз редактировалось
Семинский перевал! Для Бийск-Барнаул-Новосибирк-Томск-Кузня и т.д лучше нет! Ну может только Вершиа Тёи, но там -Колотун.
а сколько там километров катают?
всё  там хорошо с подготовкой и трасс-10 км всегда минимум, просто Динамо делит все территорию с Центром… если всё систематизировать, то цены центру не будет! единственная цивилизованная и доступная база в среднегорье для всей центральной части Спортсменов! и компании летают правильные S7которые лояльны к инвентарю-багажу лыжному! 
Катают около 10 км, но очень своеобразная трасса — почти вся в подъем и спуск. Если необходимо держать низкий пульс, то либо — очень низкий темп, почти прогулка, либо в супер отличной форме быть. 
 
Там же вроде сборники наши некоторые иногда катают?
Сборников различного уровня встречаем постоянно. Ключевой момент для них (помимо высоты) — цена. Для многих регионов как Тюмень, Ханты, Югра, Коми, Новосибирск — это очень бюджетно. В зимний сезон — около 1000/1200 рулей на человека в сутки (проживание+ завтрак). Встречали там как юношеские, юниорские, так и звезд взрослого лыжного спорта и биатлона России. 
Ну да, конечно, Тирвас в Хибинах! Там есть почти 5 км освещённых трасс,  прокат в тёплом деревянном домике, рядом бассейн и всевозможные медпроцедуры, ну сам профилакторий Тирвас. Если будут развивать и катать дальше, до перевала Кукисвум и до Рамзая, то это вообще будет настоящий курорт экстракласса. Лыжня там бесплатна, не считаю это плюсом, а скорее минусом: много пешеходов, собак и снегоходов, уродующих подготовленную трассу. У руководства пока маленький опыт, но они учатся.

Оставить комментарий

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.