На "Бентли" по лыжне – интервью с водителем ратрака

Места катания: На Бентли по лыжне  – интервью с водителем ратрака

Лыжник может бесконечно смотреть на то как падает снег, горит огонь в сауне и плавится парафин под утюгом. А еще, и я совсем недавно это испытал, можно залипнуть на кадры из кабины ратрака, прорезающего целину. Такое видео в начале зимы выложил в фейсбуке Владислав Дульцев из Новосибирска. Владислав — большой энтузиаст своего дела, и вместе с напарником они готовят одну из лучших трасс в городе. Я постарался как можно больше узнать о его не видимой для большинства работе, которую, впрочем, каждый из нас оценивает различными словами, выходя на лыжню.
 

 
— Владислав, водитель ратрака — это работа мечты?
— Не могу сказать, что я об этом мечтал, но мне это нравится. Началось это все, когда нам купили трактор, и мы с друзьями проводили детские соревнования. И я стал готовить трассу для нашего старта. Всем это понравилось, и меня стали просить готовить лыжню для тренировок и гонок. В тот момент я достаточно активно бегал, много ездил и знал как должен выглядеть круг, какие траектории на спусках необходимо резать, чтобы было удобно, а где лыжню  резать нельзя. Это меня выгодно отличало от того парня, которого посадили на новый трактор. Так я и начал катать.
 
— Когда нужно готовить круг?
— Это сильно зависит от погодных условий. Мы готовим иногда с вечера, иногда с утра, а бывает и по три раза а день. В зависимости от осадков.
 
— Большой фронт работ?
— Трасса у нас 30 км, постоянно готовится 25 наиболее востребованных.
 
— Ого, как повезло новосибирцам!
— У нас не единственная трасса, но катающихся очень много. Начинают с 7:30 утра и до 23:00, иногда и позже можно встретить. Основной пик посещаемости — в выходные с 9:30 до 16:30, пока у нас светит солнце. Лыжня закатывается и стаптывается уже к обеду, причем не классика, а именно коньковая часть. Очень много стартов на нашей трассе, достаточно быстро мы заработали хорошую репутацию, и в Академгородок стеклись практически все любительские гонки города.

Места катания: На Бентли по лыжне  – интервью с водителем ратрака
 
— Давай поговорим о техпроцессе. На рекламных фото кажется, что ратрак заезжает в целину и сразу получается идеальная лыжня, так ли это?
— Это правда только отчасти. У нас выпадает очень много снега, и трактор не всегда может по целине проехать с фрезой, поэтому приходится сначала проезжать либо на снегоходах, либо просто гусеницами, и потом уже готовить круг. Вообще, при малом количестве снега в 20-40 сантиметров, это, возможно так и происходит. Но она не будет супертвёрдой, пока не выстоится. В этом году, например, я иногда выходил из машины и проваливался в сугроб выше, чем по пояс. И снегопады у нас очень обильные, утром приготовишь круг — вечером едешь, и уже половину гусеницы скрывает. 
 
— Получается, что фреза перемалывает подушку, всей массой трактор продавливает снег. Но если он достаточно сухой, то плотной лыжни не получится. Или получится, но сколько времени надо выждать?
— Плотная лыжня получится: фреза перемалывает, финишер укладывает, за 30-40 минут начинает смерзаться. И через 2 часа она уже железобетонная, если стоит морозец от -12. Но в реальности очень много нюансов, которые нужно интуитивно понимать. В большинстве случаев, чем раньше приготовишь круг, тем тверже он будет, при условии если не выпадет свежак. Тогда мы стараемся заранее прикатать, чтобы основа была жёсткая, и утром перед стартом по свежему снегу мы готовим уже финишный вариант с нарезкой лыжни.
 
— Получается 24/7 работа, как пожарник?
— Ну, почти. Выезжаю на круги я обычно с 4 до 6:30 утра, а заканчиваю с 7 до 8:30. За это время я успеваю приготовить основные трассы. В дни, когда нет осадков, я стараюсь приготовить с вечера. Тогда выходит идеальная трасса: жёсткая, быстрая, и вельвет держится дольше.

Места катания: На Бентли по лыжне  – интервью с водителем ратрака
 
— С какой скоростью движется ратрак? Без разницы под спуск или в подъем?
Конкретно в моём случае это пистенбулли паана скорость от 7-12 км при подготовке, без разницы, на каком рельефе. Более мощные ратраки могут ехать быстрее.
 
— А как правильно — ратрак или ретрак?
— Говорят и так и так, но по идее правильно ратрак.
 
— Это немецкое слово?
— Да, немецкое, а по-английски это сноукэт.
 
— А сколько топлива съедает ратрак? 
— Соляры по разному, от 7-15 литров в час.
 
— А если на улице минус 40, то что делать?
— В минус сорок идём тренироваться в зал, а трактор стоит на отопителе.
 
— В кабине тепло? 
— В кабине такая же печка, как и в авто. Тепло, работаем в маечках 
 
— Король лыжни! 
— (смеется)
 
Места катания: На Бентли по лыжне  – интервью с водителем ратрака
Новая PistenBully Paana стоит более 120 тысячи Евро. Её ширина 2,5 метра, режет две лыжни. Необходимы права тракториста-экскаваторщика. Установлен 4,5-литровый турбодизель Cummins, 115 лс, 488 нМ при 1500 об/мин. Бак 120 литров. Точный вес с навесным 3950 кг
 
— Вот объясни. Я сталкиваюсь с этим в Петрозаводске, придя на тренировку в 8:45. Ратрак только заканчивает работу на 5-километровом круге. В это время в начале зимы лыжня мягкая, а весной получается слой фирна поверх льда. На мои вопросы, почему нельзя готовить с вечера, мне отвечают, что её разобьют гуляющие, а если оттепель, то вообще караул. Что они делают не так?
— Сложный вопрос. Давай разберем по частям. Чтобы свежий снег уплотнить, нужно грамотно заглубить фрезу и подобрать правильное давление на ней, дать ему отстояться, хотя бы час. А когда оттепели, то нужно трассу готовить в тот момент, когда происходит переход через 0 градусов с плюса в минус. Тогда будет крошка с перемолотым снегом и не будет голимого льда. Если приготовить влажный снег и к утру его приморозит, то действительно будет ад. Если попытаться перемолоть лёд, то тоже ничего хорошего не выйдет
 
— В общем, если по прогнозу снега ночью не будет, то лучше ночью готовить?
— Если свежий снег и на ночь не передают — то да, лучше с вечера.
 
— Получается, работа в начале зимы и в весной сильно отличается?
— Да, это совершенно разные техники. Для весеннего снега нужен особый подход. В начале сезона практически никаких трудностей. Только большой объём работы при обильных снегопадах. Весной нужно очень хорошо чувствовать снег и хорошо следить за градусником.
 
— И когда работа заканчивается?
— Пока есть снег. В середине апреля мы начинаем использовать селитру на солнечных склонах. И наше лучшее достижение – это проведение классического 50-километрового марафона 14 апреля при +13 по 5 км кругу.
 
— Мировой уровень! Весной на льду, наверное, идет основная нагрузка на фрезу. Как-то приходится следить за ней?
— Ну, вообще нужно стараться фрезу не портить. 4 сезона мы без вмешательств в работу, и она вполне ещё хороша.
 
— А не было такого, чтобы глох на трассе?
— Были разные случаи: вначале были истории с разуванием гусениц, а совсем недавно из-за не очень качественного датчика воды в фильтре-сепараторе грубой очистки глох. Но сейчас, когда у меня появился отличный напарник — Игорь Огарко, проблем нет. Главное — это бережная эксплуатация, и дорожить тем, что имеешь. У нас это все своё, поэтому следим за техникой. И ремонтируем тоже всё сами. Даже ось переднюю сами согнули об пень и сами выпрямили.

Места катания: На Бентли по лыжне  – интервью с водителем ратрака
— Игорь Огарко до этого работал в Вершине Тёи, принимал участие в проведении континентального кубка. Он хорошо разбирается в том как должна готовиться трасса и что должно быть в итоге. Он много работал в Хакасии на трассах, поэтому когда появился в Академгородке, то я был безмерно счастлив. Передал все свои навыки и теперь мы вместе с ним успеваем все в три раза быстрее чем раньше! До этого три года я практически в одиночку всё это делал сам.
 
До этого мы прирывали интервью на просмотр марафона Кайзер-Максимильян-Лауф, где друг Владислава Илья Черноусов занял восьмое место. Они вместе начинали заниматься лыжными гонками и много тренировались вместе. На этот раз наше общение прервали спринты в Тоблахе, где первенствовала Наталья Матвеева. Владислав пообещал поведать о том, как он засадил четырехтонного монстра и несколько дней вызволял трактор из западни. 
 
— Поздравляю с победой Натальи.
— Это было круто!
 
— Давай веселую историю. Уж, казалось бы, махину с такими широкими гусеницами сложно засадить.
— Не так давно мы решили усложнить круг: Изменили спуск, обрезав долгий выкат, добавив на нем пару виражей. И вот на одном из них насыпали контр-уклон. После очередного снегопада я поехал готовить трассу, но не рассчитал расстояние до обрыва и меня в него стянуло, съехал боком. Сдавая назад, уже под обрывом, трактор разулся. Уже после я понял, что совершил грубую ошибку, сдав назад — гусеница провисла снизу, это привело к тому что она сошла с ведущей шестерни. Но было уже поздно.
 
Я начал вызволять трактор, я хотел поставить его на горизонтальный участок, обуть гусеницу и уехать оттуда. Был поздний вечер, начало подмораживать, причем очень сильно — за ту ночь температура упала с -21 до -35. И мне пришлось оттуда ретироваться.
 
На следующий день я, изрядно утеплившись и прихватив все своё оффроудное богатство — хайджеки, домкраты, лебёдки и таль, поехал туда на снегоходе с товарищем. За ночь трактор вмерз в снег капитально. Все утро мы пытались талью и лебедками четырёхтонную машину поставить на горизонтальный участок и вытащить из под неё разомкнутую гусеницу.
 
Места катания: На Бентли по лыжне  – интервью с водителем ратрака

Гусеницу мы откапывали полдня, каждый вызволенный грунтозацеп сопровождался радостными криками. К вечеру, изрядно устав, мы наконец-то приступили к обувке трактора, но в тот момент выяснилось, что передняя ось чуть-чуть подогнулась. Всё-таки надев гусеницу, мы поняли, что сможем выехать, добраться до мастерской и уже в тепле все починить. Однако сам трактор отказался заводиться в -30, и мы оставили его опять ночевать на спуске.
 
На третий день мы опять туда приехали, но уже с дизельной теплопушкой и генератором, чтобы все это отогреть, завести и уехать, так как обещали куда более прохладные дни. В итоге за три часа мы отогрели трактор, выехали на трассу и со скоростью пешехода доехали до лыжной базы. Это была самая серьёзная авария по моей неопытности и из-за недостаточно хорошо подготовленной основы трассы.
 
— Этот рассказ способен передать то, что за кажущейся легкостью работы с такой техникой стоит огромный опыт и высокая отвественность. Спасибо, очень интересно!
— А мы ещё структуры делаем, купили станок себе свекомовский.
 
— Про структуры в следующий раз обязательно, это не менее интересно, спасибо.

Места катания: На Бентли по лыжне  – интервью с водителем ратрака
/// Openski.ru

Комментарии7

После ратрака лыжня всегда быстро рассыпается. То ли дело снегоходом с  резаком, но надо ждать пока снег уплотнится.
Последний раз редактировалось
Сам  когда то гонял  по этим  трассам в «Академе», НО при мне ретрак привозили пару  раз за сезон, трассу катали  Буранами, потом начиналась  активная застройка земель, по  которым проходила трасса, большие  круги никто не  готовил, была  освещенка, которую в одно  лето спилили, но  появились  налобные фонари:))) приятно читать, что сейчас большие  круги ратрачат… я  помню как все гонялись  за  COLD-овыми фишерами, никто не хотел покупать PLUS-овые, считалось, что «холодные» лыжи лучше  катят, ну  и конечно морозы регулярные были…
Paana — это довольно редкая игрушка. Гораздо чаще приходится видеть большие универсальные PistenBully 400 и 600.
Кажется, Paana специально для укатки и нарезки лыжни в лесу, что в данном случае и требуется, видимо
Последний раз редактировалось
Завидно все это читать. Рано утром, вечером, 30 км, 14 ареля. У нас в Самаре, если к 10.30 прокатают 5-7 км — уже хорошо. И то не каждый день. Редко, когда больше. Только, когда сборная области (госзаказ) на сборах. 
Раньше у нас был цельный круг 35км с одной стороны дороги, и 10км с другой, и марафоны до 105км, и освещенка 5км. Все что удалось сохранить опять же благодаря энтузиастам. 
Подготовка трасс шикарная, радует, что человек занимается делом со знанием и с душой.
А нельзя ли уточнить сколько стоит и срок выполнения заявки на «камнешлифование» на замечательной машине Delta Stone,  что последнем снимке? 
1600 рублей, для детских школ 1200.

Оставить комментарий