RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя

Наши гонки: RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя

Отчет о лыжном классическом ультрамарафоне длиной 220 км, который проходит в апреле в Швеции за Полярным кругом. Организаторы заявляют, что это самый длинный в мире марафон. Вероятно, где-то есть и длиннее, но из тех, что проводят на хорошем уровне и с серьезными участниками это — самый заметный.

redbullnordenskioldsloppet.se/en/

Гонка проводится второй раз, и я снова сюда приезжаю.

История этой гонки уходит в 1884 год. Тогда 18 человек, в основном местные саамы, вышли на старт и победитель преодолел 220 км за 21 час 22 минуты. На трехметровых охотничьих лыжах, в куртке и штанах, без парафинов и без лыжни, разумеется. Даже если там был наст и лед — мы просто дети по сранению с ними:) Впрочем, история говорит еще и про 450 км за 57 часов.

Ready

До Йокмокка 1100 км на машине, спокойные скандинавские дороги. Чтобы не устать перед гонкой, я поехал с промежучной ночевкой в Оулу. Но выехать из дома получилось только в 4 часа дня, так что до Оулу добрался в 2 часа ночи, и спать осталось немного.

Наши гонки: RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя

В пять вечера в пятницу добираюсь в Йоккмокк и сразу — в центр соревнований. Перед получением стартового пакета надо расписаться, что я в здравом уме и в соответствующей физической кондиции принимаю на себя все риски. Девушки-волонтеры веселятся на тему того, что в здравом уме на такое мероприятие не подписываются, а соответствующая физическая форма для 220 км гонки — это оксюморон, такого не быаает. В стартовом пакете реклама, два чипа и замечательно красивый биб, именная майка с номером и фамилией участника.

Судьи организовывают заброску: можно отправить на трассу три пакета с вещами. Я уже все спланировал: питание, термос, гели и батончики, немного кураги и шоколада, одежда на случай резкого изменения погоды. В прошлом году днем становилось очень жарко, если будет так — я сниму термобелье и останусь в тонком гоночном костюме. Но к вечеру наверняка похолодает, и я отправляю на пит-стоп на 200м километре виндстопперовскую жилетку и куртку. Через второй питстоп мы будем проезжать дважды, на 53-м и 143-м км, туда отправился беговой костюм из тонкой мембраны. Я испытывал его на суточных мультигонках и рогейнах, в нем можно бежать, но все же это emergency case. На 200-й км отправился фонарик: в прошлом году я финишировал засветло, но сейчас на 40 км больше… Чтобы успеть до темноты, надо уложиться в 15 часов — по 4 минуты на километр, и это, пожалуй, слишком оптимистично. Пока я рассчитыааю на 16 часов.

Остается вопрос, который меня мучает второй день: на каких лыжах ехать? Идею проехать 220 км чисто «на руках», без лыжной мази, даблполингом — я уже отложил… Профиль трассы кажется очень плоским, но все же 1500 метров набора высоты — для «обычного» марафона это считалось бы приличной цифрой. И я помню, что после 150 км даже на трехпроцентном подъеме хочется перейти на елочку:) В прошлом году я проехал на Fischer Zero, и это был удачный выбор: прилично держат, скользят почти как чистые лыжи, во всяком случае на спусках меня никто не обгонял. Но главное — они не пачкаются и не требуют сервиса. Однако в этом году холоднее, от -10 утром до -2-4 днем, а это уже не для них. Все же я одеваюсь, беру Zero и иду попробовать снег. Впечатлегие грустное: поверх очень жесткого фирна и льда лежит полсантиметра сегодняшнего свежачка. В -5 на свежем снегу у Zero нет шансов. Достаю старый заслуженный Atomic, весь в наклейках разных марафонов, к ним гордо добавляется новая Nordenskiöldsloppet. Поедем на мази… В подсумок кладу смывку, на случай грязной лыжни, и более теплый вариант смазки.

За всеми этими делами наступил вечер. Небольшой кусок мяса с салатом на ужин, и скорее спать! На будильнике 3:33, это цифры удачи:) Старт с рассветом в 6 утра, в 5 отправляется последний автобус от центра соревновпний. Остается спать 4 часа… Маловато, но бывало и хуже, и я знаю, что переношу такой недосып легко.

Set

Подъем, основательный завтрак — до старта больше двух часов. Снова смотрю в прогноз, там все по-прежнему. В пятый раз проверяю, что все готово… Черт, остается 10 минут и почти километр до автобуса! Хватаю лыжи, приготовленный с вечера рюкзак, чтобы оставить вещи на старте, и трусцой отправляюсь к автобусу. Уфф… поехали.

Стартовый городок, последние приготовления. Меня кто-то незнакомый окликает по-русски. Ах да, на номере гордо значится Vladimir Ivanov!

Участники делятся на три загона — элита, спортсмены и любители. Я скромно заявился как amateur, и буду стартовать с задней линии. Впрочем, всего 250 участников, особой толкучки не ожидается, хотя в прошлом году мне пришлось на старте довольно жестко побороться за место в «моем» пелотоне. Я люблю начинать в быстрой группе, мне надо раскатиться со старта, чтобы получилось хорошо.

Над нами кружит вертолет, оператор выцеливает элитную группу. Три минуты… воздух наполнен адреналином.

Go!

Старт по выстрелу из ружья, и… задняя линия начинает мееедленно двигаться, а лидеры уже далеко впереди. Первые 6 километров по озеру, в три или четыре лыжни, и я хочу выбраться из хвоста до того, как начнется узкая дорога. Выхожу для обгона в сторону… Сюрприз: лыжня не прокатана с вечера, полсантиметра свежего снега, и для обгона приходится тратить много сил. Впрочем, темп невысокий, и я начинаю выбирать возникающие разрывы. Чтобы побыстрее вернуться в прокатанную лыжню, приходится делать довольно резкие рывки, я придерживаю себя. Наконец темп стабилизируется, пульс опускается до 145… нормально, крейсерская скорость выбрана. Виден конец плоской озерной части, и я с удивлением понимаю, что между мной и лидерами нет разрывов, фактически я в головной группе, хотя и в очень длинной — человек шестьдесят передо мной. Я не рассчитывал ехать в темпе лидеров:) Впрочем, моей заслуги в этом нет, начапо получилось медленным: анализ в Страве потом покажет, что лидеры прошли озеро на пульсе 130 и ниже.

Наши гонки: RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя

Начинается пологий подъем, и на небольшом относительно крутом участке передо мной «встает» группа человек 10-15. Обхожу их сбоку, лыжи держат и катят. Снова удивляюсь: скорость 3.35 мин/км, в прошлом году начинали намного быстрее, впрочем тогда был лед, а сейчас катит похуже. Встречаем «засаду» фото- и телеоператоров на снегоходах, вертолет пока еще с нами, где-то впереди над лидерами. 14-й километр, первый пункт питания. Я еду 59-м, будущий победитель гонки всего в минуте передо мной… я бы очень удивился, если бы узнал об этом. Темп спокойный. 30 км, где кончается первая серия подъемоа, лидеры пройдут за 1:50, год назад даже я ехал намного быстрее. Похоже, все осторожничают, но после 30 км гонка начнет разгоняться: 90 км лидеры пройдут за 5 часов, и дальше этот темп падает незначительно.

Мой темп тоже стабилизировался, состояние отличное: хороший аэробный пульс 135-145, отдыхаю на длинных пологих спусках. Один или два человека обгоняют меня, и я обгоняю двоих. Стартовый ажиотаж позади. Все едут ровно и почти все поодиночке: каждый настроил свой темп для долгой нудной работы.

41-й км, время 2:50, и тут первое приключение: поправляю шапку, и у меня разваливаются очки. Очки нужны… солнца почти нет, но ветер и сухо, и за 12-15 часов гонки можно «убить» глаза. Вставляю стекло (оно съемное), но оно снова вываливается… черт, никогда с ними такого не было! Трачу 5 минут, прежде чем удается вставить стекло как следует. За это время мимо проезжает человек пять. Досадно.

55-й км, первый пит-стоп, здесь заброска: надо залить флягу из приготовленного термоса (Dexal heavy) и взять гелей (High5) на очередной «полтинник». Я стараюсь не брать «казенные» гели и напитки на пунктах питания: на такой дистанции непривычный энергетик может серьезно вывести из строя. Oops! Что такое? в заброске пакет, еоторый должен быть на 100-м километре? Неужели я перепутал упаковки? Лихорадочно соображаю, чем мне это грозит. Придется на следующем пит-стопе загрузиться побольше гелями, но в общем ничего страшного. Пока я туплю над своей проблемой, проходит 7 минут, и меня успевает обогнать челоаек десять. В погоню!.. впрочем, главное сейчас — не заводиться и держать свой темп. Три с половиной часа и четверть дистанции позади, все только начинается! Настраиваюсь на нудную, почти медитативную работу. Темп стабилизировался на 4 мин/км, состояние отличное и я думаю, что доехать так до конца было бы неплохо. Слежу за пульсом: он просел с оптимальных 140-145 до 130-135. Значит, пераый слой легкодоступной энергии выбран… Рановато,  я ожидал этой ступеньки часу на шестом или восьмом. Сказывается резвый старт? Йо-хо, начинаются спуски! Интересно, где сейчас лидеры: они должны развернуться и пойти навстречу по тем же двум лыжням. Организаторы подготовились: волонтеры командуют, чтобы я занял левую лыжню. Скорость на спуске по Гармину под 50 км/час, повороты в жестком плуге, и я не хотел бы здесь расходиться со встречными! Смотрю на часы: лидеры появятся здесь не раньше, чем через час. Ладно. Но за мной еще человек 150, и кто-то может не успеть. После крутого поворота вижу команду медиков… оптимистичненько:) Спуск совсем простой, если не брать в расчет, что 70 км пройдено:)

Наконец, 80-й км и мы выходим на озеро. Отсюда 20 км полного «плоскача» до разворота, и столько же обратно. Не люблю плоскач, на нем не отдохнуть, но руки у меня поставлены неплохо, скорость возрастает и я начинаю потихоньку подбирать участников. И вот — йо-хо, издалека видим группу лидеров, они уже развернулись и едут «домой»! Волонтеры показывают на левую лыжню, здесь принято левостороннее движение, ладно! И вот мимо пролетает «головка», человек 20 синхронно работают даблполингом, бесшажным ходом. Красота! Так они должны проехать еще 110 км. Мда. Смотрю на часы: я проигрываю лидерам около 30% по скорости. Это нормально для меня. При таком темпе 100 км будет пройдено за 7 часов, усталости нет и я прикидываю, что результат 15-16 часов был бы для меня вполне достойным.

100-й км, второй пит-стоп, отсюда поворачиваем обратно. Ищу свой пакет в заброске, они свалены в кучу. Волонтеры помогают, но все равно поиск занимает несколько минут. Это орги недоработали, надо было разложить мешки по номервм, оазделить на секции, положить крупно написанным номером кверху. Наконец нашли, перекладываю гели в подсумок, что-то надо съесть сейчас. Тем временем волонтеры говорят, что это организаторы перепутали заброску на 50-й и на 100-й км. Но я уже с этим смирился. Наконец все готово и можно отправляться. Смотрю на часы — я уже 15 минут стою, кошмар! Похоже, мозг специально отключил функцию контроля времени, чтобы дать организму отдых.

Наши гонки: RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя

Проезжаю мимо веб-камеры, пытаюсь улыбаться:) До финиша 120 км. Ну а че. Нормально.

Однако через 5 км ко мне приходит понимание, что не все нормально… Дует приличный встречный ветер. До разворота он был попутный и не чувствовался, а теперь становится холодно, к тому же скорость против ветра заметно падает. И я понимаю, что пертексовый «emergency» костюм из-за ошибки организаторов не ждет меня на следующем пит-стопе. До теплой жилетки ехать против ветра ровно 100 км. И начинается борьба — уже не за результат, а просто за то, чтобы финишировать. Желательно живым и здоровым.

Как ни странно, у гонки есть зрители, несмотря на труднодоступность: несколько компаний приехало на машинах и на снегоходах на пикник на озеро, дружелюбно приветствуют и даже грамотно подкричали в ритме даблполинга. Спасибо, стало повеселее! Сейчас едем вдвоем, я веду. В конце озера мой временный напарник выходит вперед, «Good job, boy!» и уезжает, а я продолжаю терять скорость. Усталости нет, но от холодного ветра хочется сжаться в комок и становится трудно дышать, это новое ощущение меня беспокоит. Всего-то -2 градуса! Гели дают калории, но не согревают, и фляга тоже давно остыла. Начинается большой подъем. Я пропускаю несколько человек, в том числе двух девушек, и наконец останавливаюсь подмазать лыжи. Времени я на этом не выиграю, но устану меньше.

Пройдено больше половины, на табличке значится: 140 km / 80 km to finish, и я прикидываю: до последнего питстопа с теплой одеждой 60 км. Всего 60, половинка Vuokatti hiihto, а оттуда уже рукой подать, 20 км доеду:) 

Наши гонки: RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя

Наконец питстоп на 143 км. Я надеялся согреться, но тщетно: шатер холодный, печка не горит. Пытаюсь съесть что-то горячее, но помогает мало. Меня начинает копотить, я уже несколько минут стою, надо ехать, работать, в надежде согреться. Вперед! Темп стабилизировался на 5 мин/км… дущераздирающее зрелище, как сказал бы Ослик Иа. На кормежке беру только бульон. Кажется, хороший кусок мяса мог бы меня согреть.

Наконец, начинается двадцатикилометровый спуск, но он меня не радует: теперь будет еще холоднее. В этот момент отключается Гармин, я забыл поставить его на максимально экономичный режим. Теперь я не могу контролировать ни пульс, ни скорость, но мне уже все равно: еду на полном «автомате». До питстопа с одеждой еще 30 км! Наконец, озеро, и здесь меня накрывает темнота, значит уже почти 10 вечера и я 16 часов на трассе. А я планировал результат из 16 часов… У меня есть маленький, но яркий фонарик, и трасса размечена вешками с отражателями, так что проблем с темнотой нет. За три километра до питстопа начинается дорожка из свеч, красота!

И аот наконец пит-стоп, теплая одежда, шатер и горячее питание. Одеваю все что есть, меня колотит без остановки, несколько человек спрашивает, не нужна ли помощь, но я отнекиваюсь. Пройдет 50 минут, прежде чем я смогу остановить дрожь и выйти на трассу.

О результате уже не думаю. Не спеша еду к финишу. 20 км, пустяк! В прошлом году последняя десятка была по холмистой, настоящей гоночной трассе. Но сейчас все должно быть плоско и легко. Далеко впереди вижу фонарь, это участник, пытаюсь накатить, но до него далеко, и я бросаю эту затею. Сзади тоже появляется фонарь, немного приближается, я думаю, что если захочет меня обогнать — сопротивляться не буду. Теперь каждый борется только с собой и с трассой.

Неожиданно участник впереди останавливается, я объезжаю его и вижу впереди еще двоих. До финиша 6 км, я согрелся, и во мне просыпается охотничий азарт. Пропускаю последнюю кормежку, финиш рядом! На маленьком подъеме рывком выхожу вперед, чтобы у них не возникло желание упираться. Оглядываюсь — нет, за сотое место никто рубиться не собирается:) Два километра до финиша, приличная скорость на равнине, из 3.5 минут наверно. И вдруг из-за спины выскакивает кто-то — это тот, кто висел за мной последние 7 км. Ну что ж, пусть едет… Последний километр и финиш. Результат 18:32.15. На два часа медленнее, чем рассчитывал — эти два часа я потерял на остановках. Но я финишировал, я живой и это хорошо!

Наши гонки: RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя

На финише меня встречает гостеприимная хозяйка, у которой я останавился, Нина. Спасибо! Помогает мне собрать лыжи, вещи, рассказывает новости с трассы — много сошедших, результат победителя 11:48.07 — это на час хуже, чем ожидалось, гонка вышла трудной. Я почти не говорю, все эмоции будут завтра. Сауна, обед, который не лезет, потому что организм хочет только лежать и спать:) Ну что ж, и суточный рогейн, и двухсуточная мультигонка мне даются легче — там интенсивность ниже, и есть паузы для отдыха. По длительности и интенсивности эту гонку можно сравнить с Ironman… впрочем это блюдо я еще не пробовал, но попробую обязательно.

Яркий биб завтра займет почетное место на водительском сиденье. Сезон звкрыт, пора домой, и по дороге я начну планировать следующий сезон. Я приеду сюда снова, и не буду повторять ошибки этого года!

Наши гонки: RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя


Наши гонки: RedBull Nordenskiöldsloppet: ультрамарафон глазами любителя

Резюмируя итоги:

* Быстро — это медленно, но без остановок
* Прошлый год и этот — «две большие разницы»
* Заполярье — это заполярье. Надо быть готовым к сюрпризам.
/// Openski.ru

Комментарии6

Спасибо за отчёт!

не знаю, как Вас назвать и как относиться к этому мероприятию. Я знаю, что можно проехать на лыжах 220 км, но не осознаю этого, как знаю, что космос бесконечен, но не осознаю этого.

И после прочтения не появилось ни малейшего желания проехать эту гонку. Вот как-то так грустно у меня получается:(
Последний раз редактировалось
А появилось бы желание проехать, если бы в этой гонке участвовало не 250 человек, а, например, 5 тысяч? По-моему, к Васалопет у многих такое же отношение — это где-то там, в космосе. Но если там выходит стартовать столько народу, наверное что-то в этом есть.
Нет! Я с трудом представляю, как можно бежать 90 км. Именно бежать!
А участвовать в Васе у меня нет никакого желания, по крайне мере, на данный момент. 
Васалоппет бежишь 45-60 км, а после Оксберга доезжаешь. Если грамтно разложился, то с хорошей скоростью, если нет, то со спокойной. Главное — компанию найти. Васалоппет — это кайф, во многом за счет трассы и большого количества участников
Очень нравится читать отчёты подобного рода.

Проезжаю мимо веб-камеры, пытаюсь улыбаться:) До финиша 120 км. Ну а че. Нормально.
Позитивчик.
Возникает мысль, что прокатить Васу — это ну так себе.
Ещё такой вопрос. Где же тренироваться и накатывать такие объёмы? Если на 5-10 км кругах, это ж сколько их надо-то, тоскливо и нудно, наверное?
Отличный отсчет, прочел с удовольствием и еще больше захотел пробежать этот марафон, хотя пожалуй слово «пробежать» тут слишком громкое) По мне так такая дистаниция — это вот прям цель, я планирую через год на него, боюсь к след зиме не подготовлюсь должным образом на него)

Оставить комментарий