В чем проблема российских лыжных марафонов

Наши гонки: В чем проблема российских лыжных марафонов

Мне бы хотелось ответить отдельным постом на вопрос о том, почему в моем списке марафонов так мало российских. Я много думал над этим вопросом, общался с организаторами крупных стартов и пришел к таким неутешительным выводам.
 
 1. Успешный марафон — это не только и сколько гонка, сколько событие, как что-то, к чему готовишься, ждешь. Это массовое помешательство, причастность к чему-то большому. Это многолетние традиции и репутация.
 
2. Массовый марафон обязан быть в один круг или из точки в точку, чтобы было ощущение преодоления настоящего марафона и того, что ты забрался в такую даль, в которую на тренировке никогда не поедешь. Трассу необходимо готовить всю зиму ретракомРельеф обязан быть пологим, чтобы все получали удовольствие. Получается своего рода путешествие.
 
Профессионалам удобнее бегать по кругам — питание рядом, рельеф им лучше пожестче, чтоб проще было разобраться, но они — не целевая аудитория, а лишь приятное дополнение, пунктик для протокола, чтобы начинающий смог сказать, что бежал вместе с кем-то, кого видео по телевизору.
 
3. Успешный марафон должен быть в большей степени нацелен на массовку, а не на элиту и хардкорных любителей. 80% участников таких марафонов выходят чисто на доезд, они приносят деньги, делают марафон финансово выгодным. А туристический центр, где проводится марафон – желанным для посещения и летом, и в другое внесоревновательное время. Это и мотивирует организаторов двигаться дальше.
 
В России все крупные марафоны кроме, пожалуй, Николова Перевоза, Грома и Белокурихи, организуются государством — и это основная беда, потому что финансовая успешность отходит на второй план, что рушит все остальные составляющие успешного марафона, портит конкуренцию.
 
А теперь скорее риторические вопросы, на которые я постараюсь ответить, но, может, вы мне поможете:


— Сколько у нас марафонов в один круг?
БАМ и Белокуриха? 
 
— Что мешает Празднику Севера, Деминскому и Югорскому марафону готовить 50-километровый круг?
Это финансово накладно, поскольку такой круг нужен только один раз в году, туристический сектор не развит, считается, что местным жителям достаточно 5-10 километровых трасс. А теперь представьте, что вы приедете в Вуокатти, Леви или Бруксвалларну, а так будет круг только в 10 километров и только по жесткому рельефу. Российскому лыжнику — это ок, но не тем тысячам катающимся, которые зимой приезжают на лыжные курорты.
 
— Сколько можно ездить 50 километров, что мешает попробовать новые дистанции, сделать 70, 90?
Праздник Севера провел классический марафон — многие восприняли это положительно, приехали специально для этого, подняв количество участников..
 
— Что мешает нашим крупнейшим марафонам активнее заниматься продвижением: иметь интересные группы в соц.сетях, вести блоги и влоги, и самое главное — заняться теми тысячами гуляющих по трассам здоровья лыжников, у которых даже в голове не укладывается мысль выйти на старт марафона?
Почему такая мысль не укладывается?
— Трассы жесткие по кругам, я и так смогу проехать этот круг. 
— Эти марафоны для профессионалов — мне тут не рады.
— Где найти информацию, черпать мотивацию? Заходишь на лыжный сайт, а там результаты Устюгова, интервью с Вяльбе.
Уверен, что это всё поправимо. 
 
Безусловно, это дискуссионная тема, буду рад обсудить в комментариях.
 
PS: В конце марта я встречался с организатором польского марафона Биег Пиастов, взял у него большое интервью. Осталось его оформить и понять, как не самая лыжная Польша собирает более 5000 участников на неделю, когда проводится марафон и более тысячи на основную дистанцию, причем классикой. 
 
PPS: Так сложилась судьба, что я в обойме организаторов крупнейшей в России велосипедной Эндуро гонки, которая пройдет в этом году уже в четвертый раз. Это крайне нишевая экстремальная дисциплина, где необходимо проехать на время 5-7 трасс сверху вниз с минимальными подъемами. Заброска наверх осуществляется на подъемнике, есть пара дней для прикатки трасс. К нам в Петрозаводск приезжает более 200 участников в основном из Москвы и Петербурга. Я своими глазами вижу, что 80% из них не так важен результат, как движуха, общение, расслабленная обстановка, удобная инфраструктура. Довольные участники пишут отчеты, приезжают еще, зовут друзей, гонка растет.
 
На второй год, когда встал выбор даты проведения ЯлгораRaceЭндуро, мы захотели перенести её на конце июля и поняли, что пересечение с датами чемпионата России по Даунхилу (скоростному спуску) — это проблема чемпионата. Любители — наша целевая аудитория. Мы не прогадали.
 
Одним из главных упоров в развитии для нас являются трассы: их количество и качество. Это сложно, требует еженедельной работы в течение всего лета, но это необходимо.
 
Вот еще одна важная параллель с лыжными марафонами, которые я вижу.


/// Openski.ru

Комментарии40

— Сколько у нас марафонов в один круг?
Мутновсий экстремальный марафон. 

 А теперь представьте, что вы приедете в Вуокатти, Леви или Бруксвалларну, а так будет круг только в 10 километров и только по жесткому рельефу. 
А так и было у меня в Леви)  где-то 14 км траcс, но из них 9 км в челноком (туда-обратно по одной прямой)и по неплохому рельефу всё. Да, не тяжёлый, но и не равнина.
Последний раз редактировалось
ноябрь — это время хардкорных любителей и профиков, а вот зимой там привлекают именно длинными кругами.
Для меня основным отталкивающим фактором на российских марафонах является проведение их по кругам. Крутиться по ним нет никакого интереса. Нужны красивые виды и преодоление дистанции, лучше из точки в точку. Поэтому использую российские старты в основном для подготовки к другим, как правило зарубежным
Очень здОрово написано, со всем, практически,  согласен — кроме обязательности больших кругов.  Из тех, что удалось пробежать в этом году, мне как раз больше понравились те, что по кругам относительно малым, 6-10 км.- правда, оба были малочисленны, около 1000 участников. По моему, гораздо важнее ширина трассы — а её на 50 километровом круге не обеспечить по всей длине.
Для по настоящему массового марафона нужен рельеф, как на Вазалоппет,  Николов Перевоз или Энгадин — ни в коем случае не круче.  Тогда есть шанс собрать 10000+ участников, что должно неплохо сказаться на окупаемости мероприятия. 
Последний раз редактировалось
1) Марафон Европа-Азия проводится из точки в точку.
2) Битцевский марафон проводится без участия государства.
3) «Рельеф обязан быть пологим, чтобы все получали удовольствие» — смотря что называть пологим. Холменколленская трасса для массового марафона, конечно, не подходит, но и долбить по равнине удовольствия мало.

Основная проблема российских марафонов в том, что проводятся они на бюджетные деньги ради отчетности: мероприятие проведено, стартовало столько-то участников. При этом ждать на финише «туристов» никому не интересно, поэтому ради массовости (и экономии средств на подготовку) урезают дистанцию (яркий пример — судьба «лыжни России»), либо делают сравнительно жесткий лимит на время прохождения (чтобы отсечь «туристов»), в предельных случаях просто закрывают старт в удобное оргам время.
Ну и, опять же, все, что будет до и после мероприятия в месте его проведения, тоже никому не интересно. Даже в Демино — вроде и раскручено как беголыжное место, а на следующей после марафона неделе там ни души нет. При этом на финских трассах всегда полно отдыхающих из России. Видимо, постановка дела такая (сервис/цены), что лучше в Финку съездить, чем в то же Демино.
1. Он же коньковый. И если не ошибаюсь, то не всегда он бывает из точки А в точку Б. А вот Азия-Европа-Азия — классика, но не в цельный круг.
Для примера, там, где я живу, мне известно только одно место (в окрестностях города) где лыжню с радиальным вариантом хода (А-Б-А) хоть как-то поддерживают энтузиасты и случайные люди там не катаются.
Основная причина, на мой взгляд, это финансовая невыгодность данного мероприятия. Т.е. трудозатраты нужны, а пользоваться спросом будет у немногих, т.к. большинству достаточно прогуляться 5-10 км около лыжной базы, где и подготовка трасс лучше.
P.S. Вспомнилась заметка про подготовку Лыжни здоровья в Барнауле. Для тебя и лыжню подготовили, и лыжи дадут и плюшками накормят — ты только приди.
>большинству достаточно прогуляться 5-10 км около лыжной базы

так никто не делает большие круги, вот и не катают. Ведь это определенное преодоление, проехать 25, а то 35 одним кругом. К этому надо быть готовым, превращает заурядную тренировку в какое преодоление. Людей это мотивирует.

Я когда тренируюсь по коротким кругам и регулярно проезжаю мимо машины, то примерно через 40-60 минут уже хочу в нее сесть и поехать домой.
Когда выезжаю на длинный круг на полтора часа, то мне уже некуда деться.

Точно также на людей действует мотивация преодоления большой дистанции.
 
не согласен. Люди не пойдут кататься на длинные круги, вот и не готовят. В России именно так.
очень даже идут и катаются, да еще и по обычной натоптанной лыжне
причем как 30-45-ти летние, так и очень большое количество активных пенсионеров, которые вот прям сейчас взялись за палки и скандинавскую ходьбу, а зимой практически ежедневно!!! мотают прогулки по лесу по лыжне по 20-30 км — да неторопливо в прогулочном режиме, да смотрят по сторонам на птичек и порой встают сжевать печеньку и перетереть со знакомыми — но Денис именно про них и говорит, как о целевой аудитории массовых европейских марафонов — они с удовольствием выйдут на половинку с целью на доезд и полчение удовольствия от процесса
 
а 5-10 км лесной прогулки на лыжах — это мамашки с детьми в возрасте 5-7 лет
Это всё понятно. В любом регионе есть пенсионеры (и не только), которые ходят в дальнобой. Но их кол-во — это капля в море. С очень большой вероятностью пенсионеры (и не только) не будут платить стартовые взносы или денежку за выход на подготовленную лыжню (а её ведь надо подготовить, затратить какие-то средства). Т.е. ЧП этим заниматься не будет, т.к. не выгодно. Остаётся вариант собрать денег с миру по нитке или из бюджета. Чтоб выбить бюджетных, нужно невероятным образом аргументировать и чтоб звёзды на небе выстроились определённым образом.
У нас ещё менталитет другой.
И сколько таких пенсионеров? Я на Камчатке их можно пересчитать и пальцев рук хватит. А в Москве я таких вообще не вижу.
Еще. Нет платежеспособного спроса — нет предложения. В Норвегии бум массовых марафонов начался примерно с начала тысячелетия и связывают его не столько с успехами Дэли и К, сколько с резко выросшим уровнем жизни, когда в страну потекли нефтяные деньги. И то с временной задержкой, связанной с организацией и раскруткой на новом уровнем индустрии зимнего досуга. Да, и до этого там проводилось немало марафонов, но участвовали в них, думаю, люди «с лыжным геном в ДНК», коих в этой стране аномальное количество.
Не знаю, что рассказали поляки, но к ним такая версия, по-моему, тоже применима. Да и еще более экономически развитые соседи совсем рядом.
У нас самый высокий уровень жизни — в 2-х мегаполисах. Рядом с которыми сейчас просто негде сделать такую трассу. Плюс климат барахлит… Плюс расстояния до существующих и потенциальных лыжно-туристских мегацентров.. А в среднем по России люди озабочены другими проблемами, вот и бегают марафоны из любителей самые маньяки. Так что перспективы этой движухи туманны..
Лучший российский марафон, в котором я участвовал — Токсовский классический примерно в 2003. Отлично подготовленный 53км круг, красивая природа Карельского перешейка. Он абсолютно ничем не уступал Хиихте по впечатлениям. Но такой уровень был только в том самом году.
но я вижу тысячи потенциальных участников каждые выходные на трассе здоровья Фонтаны в одном только Петрозаводске! Их реально топлы, с нормальными лыжами, одежде. Едут довольные — кто на 6 километров, кто на 17. Был бы круг побольше, ехали и больше, был бы достойное спортивное мероприятие под боком — тоже бы поучаствовали.

Дело именно в том, чтобы завлечь этих людей, сделать марафон для них, а не элиты.  
То есть деньги на подготовку длинного круга и организацию марафона есть, место для него есть и дело только в недогадливости потенциальных организаторов?
Наверное, знаешь — у вас в Калевале с подачи Афанасенкова проводится сотка в 1 круг, рельеф несложный. Даже «лыжная неделя». Число участников, как понимаю, ограничено возможностями ночевки. Интересно, что мешает понастроить еще коттеджей и превратить это место в свою «Саарисельку/Саллу и т.п.»?
Так «сотню» организовывают и проводят москвичи, в основном, для себя. Местным это не очень надо. Строиться тем более. Я только сейчас в Мурманске познакомился с призёром «сотни», местным парнем. Хороший парень, но он не приезжает на чемпионат Карелии. Что говорить о других.
Камчатка — очень лыжный регион. Всех детей в школе ставят на лыжи (если они допушены до урока физкультуры), в старших классах вывозят на лыжную трассу (ту самую, где проходит марафон и раньше проходил кубок Газпрома по биатлону, по крайней мере так было на конец нулевых). Население Петропавловска-Камчатского и Елизово суммарно чуть более 200 000. Возьмём с громадным запасом, что половина из них приехали во взрослом возрасте (после школы) и были освобождены от физкультуры. Т.е. на Камчатке 100 000 человек, которые умеют кататься на лыжах.
Катается, конечно, меньше. Но мои друзья, которые приезжали со мной. Были порой в шоке от количества лыжников, катающихся в будние дни. И это были самые настоящие любители, которые катаются максимум 3 раза в неделю, но на топовом инвентаре и без какой-либо техники. У меня друг не понимал, почему они в 16 часов катаются, а не на работе. Он  реально в шоке был! Про выходные я молчу.
Эти люди катаются по так называемой «лыжне здоровья». Это как правило 8 км в одну сторону. можно меньше, моэно больше. Но больше, как правило, никто не ходит.

И вот эти люди, катающиеся по части той самой трассе, где проходит марафон, даже не думают выйти на старт марафона. На вчерашнем марафоне финишировало менее 300 человек, при этом из них камчатцев всего около половины. Я конечно не учерен на все 100%, но не думаю, что в это время хоть в одном уголке Камчатки проходили ещё хоть одни соревнования, за которые люди могли проголосовать ногами. Думаю, дело в головах.
Так вроде было достойное спортивное мероприятие (марафон Фонтаны), но толпы там судя по протоколу не наблюдалось. В то же время сам городской лыжный фестиваль «Зимние фонтаны» собирает куда больше участников. Может дело в формате соревнований? И людям интереснее что-то вроде региональной (именно региональной, чтобы особо далеко не ездить) многодневки? Когда важен не результат как таковой, а участие? В тех же стартах, где есть призы, то чаще всего даются за абсолют. А про возрастные категории как то особо не думают.
Последний раз редактировалось
Нефтяной бум начала нулевых, конечно, не помешал — но подъем ЛГ в стране, скорее, результат продуманной программы. А вот в Швеции такой программы нет — и дети, как один, хотят уехать играть в NHL или стать новыми боргами или виландерами. 
В Санкт-Петербурге, тот же Токсовский марафон, в последнее время проводиться в два или в три круга, в зависимости от погоды. Поскольку трасса природная, она требует прокатки и уплотнения весь сезон, с самого начала, но это не делается. В последнее время даже накануне, как в этом году например, было непонятно состоится ли марафон. Трасса накатывалась ночью перед стартом. Это при очень приличных стартовых взносах. Какие уж тут иногородние спортсмены. Деньги собирать научились неплохо. Участие, в числе организаторов и «Комитета по спорту и пр.» СПб привело, только к тому, что организаторы, так зациклились на медсправках, что часть участников отпала. Я знаю нескольких ветеранов, которые просто перестали участвовать в соревнованиях в России, по совокупности,  так сказать.
Даже соревнования КЛЛГ СПб ( ветераны) очень малочисленны. Программа чисто любительская, но требование справок очень строгое… Причем в Правилах проведения соревнований по ЛГ, медицинский допуск только на соревнованиях 1 группы. т.е професиональных, рейтинговых, по остальным сказано, что обязаны следить за свом здоровьем.
Проведение марафона одним кругом, при решении вопроса безопасности конечно предпочтительно, но в СПб уже стало невозможным. Все перессорились, календарь разрозненный, не интересный, соревнований крайне мало, некоторых соревнований в нём нет и наоборот
По поводу Швеции. Мне в декабре по рассылке пришло приглашение от одного шведского лыжного клуба (думал с ними на Васу ехать)  - на 3-дневные сборы где-то у норвежской границы. Автобус, проживание, уроки Сварда по технике — 5 с лишним тысячи SEK. Не так всё там плохо :)
 Рельеф обязан быть пологим
Я 5 раз участвовал в Деминском марафоне, и каждый раз рельеф становился всё проще и проще. В последний мой раз сделали 50 км одним кругом, практически полностью по плоским полям. Мне стало неинтересно, и я перестал ездить. Наверное я хардкорный любитель :-)
Интересно, но вот вопрос только в том что бы марафон стал финансово выгодным и в нем было много народа? По моему для спортсмена как раз важно не большое кол-во народа: меньше народа — меньше не нужных движений, окупаемость тоже не его головная боль.В один круг? Не обязательно (по мне даже наоборот, по 10-ке есть возможность ознакомиться с кругом и правильно разложиться)… И вообще — чего так заботиться о массовости, так ли это важно?
 Про рельеф — совершенно согласен  с Заритским, если для массовки нужен плоский — значит массовка вредит качеству.
 Меньше народу — больше кислорода! )))
Я отвечал на вопрос — в чем российские марафоны проигрывают. Проблема в том, что у нас это в первую очередь соревнование, а там event. Совсем другая атмосфера, лояльность участников, желание приехать еще и еще.

Если вы были на главных марафонах в Европе, вы поймете о чем я говорю. Хардкорным любителями может и не нужны толпы, но без этих толп не будет «теплого лампового» для всех.
Последний раз редактировалось
«Теплый и ламповый» — это больше от организаторов зависит, от их теплоты)) И это не обязательно марафоны — можно вспомнить старты в Гжели (200-300 человек, разделка и не больше 10-ки — «теплота» зашкаливает и оплата символическая), Волкуша — то же самое, без денег. Так что не все меряется деньгами и массовкой)). Ну и вообще не люблю больших скоплений народа, мне важней «качественная» составляющая состава… Я бы еще в Барнаул при этом вспомнил… О деньгах — это вообще другой разговор, я стартую всегда по фану и тогда когда терплю и тогда когда нога за ногу, и  вообще перестал (пару лет уже) ездить на платные старты…  
Массовость важна. Я не организатор и редкий участник спортивных гонок. Больше любитель покататься.
Но мне очевидно, что за все надо платить либо самому, либо кто-то заплатит за меня, но даже и в этом случае в конце цепочки можно найти свою копейку. Прикиньте во что обойдется старт участнику «спортсмену», если под предлогом не мешаться отсеим «лишних». Подготовка трассы с амортизацией ретрака(несколько дней), оплата судейской бригады, амортизация оборудования хронометрежа, поесть, попить, переодеться в тепле, а не в машине и пр. Стоимость старта в Европе не покажется уж такой большой. Можно сокращать количество участников до одного  и соревнование перевести в заочное, сравнивая результаты в Stravе. В этом случае совсем никто не будет мешать и экономичней… Нет праздника, да и ладно.
Интенсивно бегущий потребляет кислорода больше, поэтому и здесь Вас тезис спорен.
Не согласен, что для массовости нужен плоский рельеф. Равнина по своему утомительна физически и эмоционально. Все в разумных пределах. Сомневаюсь, что найдется много гонщиков пожелающих бегать по кругу включающему подъем в Alpe Cermis. 
Можно предположить, что основной вопрос, по крайней мере в России, стоит в землеотводе. Все знакомы с многочисленными баталиями по всей стране за остатки лыжных трасс. В Новосибирске круг 35км довели до 10км, да и за нее приходится биться. Подобные трассы могут как-то существовать, как уже говорилось, вблизи крупных городов или агломераций. В остальное время их можно использовать под велосипед, локально под роллеры, бег, скандинавскую ходьбу, притянуть сюда триатлон, дуатлон, акватлон и пр. Нанизать на эту цепочку инфраструктуту здорового отдыха с кафе, домиками для отдыха, горнолыжкой, стрельбищем и еще массу чего можно придумать. Если муниципальные чиновники не заинтересованы в создании подобных зон активного отдыха, то частник может туда пойти только при наличии гарантий надежности долгосрочных вложений. Да и то, зная переменчивость властей в земляных вопросах и, вполне оправданное в такой ситуации желаение побыстрей отбить вложенное, таких еще поискать надо.
Не стал бы на сто процентов утверждать о наличии прямо пропорциональной зависимости между уровнем жизни и массовостью, хотя и отрицать это неверно. Если судить по машинам, на которых норвежцы приезжают побегать по трассам, то моему личному впечатлению они беднее нас существенно. Скорее дело в философии, о чем говорил Бьерндален в одном из интервью.
Так что остается только надеяться, что таких людей Ракшин в соседнем Барнауле, будет больше. На мой взгляд, для здоровья нации они делают больше, чем государство... 
«прямо пропорциональной зависимости „
Нет, конечно. Люди тратят свободные деньги по-разному. Вопрос в том, что их может не быть вообще.
Вопрос земли, не основной вообще то. Может и правильно, что не дают земли, например Мин.Обороны, как у нас в Токсово. Все равно продадут потом, не те, так эти… Именно такой опыт есть  в Токсово. Помните подъемы «Самураи»? это я питерских спрашиваю. Некоторые помнят, но уже их нет, они срыты и застроены..А это была международная трасса, с времен Кавголовских игр..
Что мешает имеющуюся, пусть и не в собственности, трассу прокатать несколько раз за сезон ретраком. Ретраков  у нас, уже несколько штук… А не просто собрать деньги за месяц вперед, а там будь, как будет. Деньги в случае отмены не возвращают. Люди видят такое отношение.  Отсюда и малочисленность мероприятий.
И зачем им эта земля?
Последний раз редактировалось
Речь не идет о передаче земли в собственность частнику.
Речь о закреплении за трассами статуса рекриационных зон, что в свою очередь запрещает ведение на этой территории застройки и пр.деятельности нарушающей ее статус.
Готовить трассу это не просто проехать ретраком, если такой найдется. При малом круге в администрации скажут, что и Бураном обойдетесь. Трасса — это достаточно сложное инженерное сооружение, требующее потоянного внимания. Все работы проводятся в межсезонье за редким исключением, только силами любителей.  Можно пытаться готовить дистанцию год, два, три, а на следующий придет дядя и скажет… или даже ничего не скажет, а поставит забор. 
В Токсово кататься не приходилось, хотя и прожили два года под  Выборгом. Погода, как говорят сибиряки, конечно, гнилая. Отсюда полагаю и отмены с переносами. Не думаю, что сданных вами и нами деньгах удается как-то озолотиться. Технику надо постоянно обслуживать и чаще всего те суммы, что мы с вами сдаем с трудом покрывают расходы на топливо и зарплату водителя ретрака. 
Полностью согласен ! 
Я выходя на старт расчитывал силы, во время гонки терпел пыхтел и т.д.
В Прошлом году слвершенно случайно прокатил Дёмино по фану )))
Большего удовольствия я давно не получал от лыж, помимо трассы вокруг люди, с тем кто еде тоже по фану можено хорошо поговорить, мне очень понравилось.
Теперь не очень хочется катить и пыхтеть, для этого есть более короткие гонки.
Есть первенство Района, округа, города и другие старты на 10-15 км на которых нужно вваливать или один, максимум два марафона для результата. Все остальное по фану.  
Тема очень актуальная. Полностью соглачен с Денисом. Он совершенно верно обозначил болевые точки. 
Мне довелось много поездить разных гонок за бугром и в России.
Давно уже писал то же самое и неоднократно, что основное отличие забугорных марафонов от российских в том, чтот там их проводят для обычных людей, а у нас — для спортсменов (профи и продвинутых любителей). И трассы готовят (короткие круги) для тренинга и гонок тоже ориентируясь на спортсменов. К тому же так проще и легче освоить порой немалые бюджетные денежки. У нас в Самаре казалось бы есть многое на единственной лыжной базе: два ретрака, несколько буранов, штата более 50 человек. Но круги более 10 км не готовят. В выходные народу катается (толкается) на этих кругах не менее тысячи человек. Хотя возможности окрестностей позволяют делать круги и по 40 км. Мы такие порой натаптываем на первом снегу. Рельеф и окрестные пейзажи просто супер. 
Вот и в недавно возрожденном самарском марафоне участвует чуть более 200 человек. При этом возрождали его с главной концепцией — привлечь обычных людей. Но на третий год все скатилось к обычной спортивной гонке. А на четвертый год план — проводить не классикой, а коньком. Организаторы больше радеют за призовой фонд, чтобы привлечь немногочисленных варягов. Так вроде и на телевидении есть о чем привычно поговорить. Когда я спрашиваю некоторых своих знакомых, которые порой проходят в день весной по насту по 80-100 км, почему не участвуете в марафоне. Ответ простой,  чего мешать спортсменам, путаться под ногами.
Есть. конечно, и фактор, связанный с относительно низким уровнем жизни у многих наших людей. Но комфорт в жизни определяет не только  количество денег у населения, но и качество инфраструктуры для  комфортного проживания, в том числе и спортивно-физкультурной составляющей.
К сожалению, наша спортивно-физкультурная вертикаль власти выстроена под медальные амбиции. Массовсть их заботит только на Лыжне России и Кроссе Нации. Куда сгоняют школьников и бюджетников.
Ну а общественность еще не вполне созрела, чтобы ставить соответствующие задачи перед властью. Чтобы бюджетные денежки и порой немалые тратились не на профиков, немалое количество которых  гоняется по разным внутренним гонкам, сражаясь за мифические очки для своих регионов, а на развитие массового спорта. 
Так что дело, как всегда не в деньгах, а в головах.  
Как организатор трёх «небюджетных марафонов » в этом году могу сказать, что одна из главных проблем доступности лыжных марафонов у нас это медицинские справки.  Рисковать, допуская всех, гонясь за массовостью у нас уже не в тренде. Таковы реалии. Вложиться и сделать «супер» на самом деле не сложно, было б только желание. Полтинник одним кругом в российских реалиях  в регионах при наличии ратрака вопрос денег, небольших по меркам Европы.  Но стоит ли рисковать организатору гонясь за массовостью без справок? В Европе все проще, — заплатил взнос — допущен. Получение справок — это " подковерная змея". Без них добиться массовости, скажем в 1000 человек не проблема. Все решает маркетинг.
— Сколько у нас марафонов в один круг?
Европа-Азия 
Да, география тоже против нас :)
Среднестатистический житель Западной Европы (не Северной конечно, но у них свои варианты) в один день на своей машине по отличным дорогам добирается до Марчалонги, Энгадина, Доломитена и т.п.
А для жителя Москвы доехать до Рыбинска — квест (не потеряй ни одну деталь подвески).
Но я себе на следующий год поставил две цели — Тарту и Демино. Оба доступны на автомобиле (с учетом указанного выше фактора  плохих дорог). Но с Тарту может быть снова проблема со снегом, так что возможно подумаю еще о каких-то вариантах.
Николов Перевоз — скорее да, в этом году заранее зарегился на 30к Гром, бежать два дня подряд не решился. И правильно, был не готов.
И 50к Гром тоже зарегистрируюсь на случай отмены Тарту, если опять будет пересечение по датам — как страховка. А у Грома организация на уровне, только опять таки круги и лишь около 500 человек на старте. И кстати, пересечение с Тарту для Грома — тоже проблема. Многие предпочтут Тарту.
Так что выбор есть, куда податься и получить праздник в не очень большом отдалении от дома, хотя бы раз в месяц.
PS не очень понимаю нытье по поводу справок. На сайте Грома инструкция, куда и за сколько денег идти за справкой. Цена вопроса — около тысячи рублей.
PPS Также не понимаю нытье по поводу стартовых взносов. Лыжи за 30к покупать готовы, а заплатить тысячу за труд организаторов и волонтеров нет? Пять стартов за сезон — пять тысяч. Можно разбавить первенствами водокачки по 300 руб. Еще пара тысяч. Итого семь. Это укататься. Почти как Кубок Мира :) 
Соглашусь по поводу взносов — это нормальные расходы на гонку.
А вот справки реально бесят! У меня проблем особо нет, есть спорт.кардиолог свой,  который обследует и выписывает, но у многих в этом году проблемы возникли, даже двойные — помимо просто получения справки оказалось, что от терапевта с этого года не работают — извольте сделать новую.
Это какой-то пережиток, считаю. Нужно приходить к схеме — расписался за личную ответственность и всё.)) 
У меня на громе взяли от обычного врача. Они заранее предупреждали, что 50 км включительно на лыжах — тепапевт, а для триатлона и сверхмарафонов — обследование с ЭКГ.
Ну в два, даже три круга марафон — нормально. Больше уже не так интересно. Рельеф должен быть не критически гористым, но и не полностью пологим. Деминский марафон с одной связкой из трех подъемов на круге — довольно близок к идеалу))
А еще лучше точка-точка с рельефом с понижением в конце маршрута. Типа чтобы последние 10-15 км было легко ехать. Но это важно для марафонов 50+ км, чтобы этот + уже не критично было доезжать. Что за редким исключением присутствует на всех массовых марафонах, кстати. 
у нас на закрытие сезона 30-ку проводят на кругах по 10км, на круге под 500м набора высоты, нет никакого понимания что таное любительский спорт, такие же зубодробительные трассы на местых мтб гонках, где лоси впуливаеют что цепи рвут
Я уже несколько лет на форумах пишу, что нужны марафоны в один круг и лучше классикой для массовости. А их всё меньше и меньше.
Сам езжу только московские полузакрытые Сотни — Сафроновскую и Дмитриевскую, а также Карельскую. Раньше ещё Зареченский марафон под Дмитровом посещал, пока он существовал. Все остальные гонки — потеря времени, лучше с друзьями-туристами какой-нибудь лыжный бросок совершить, чем круги в толпе мотать.
Поэтому с автором темы согласен по всем пунктам.

Оставить комментарий