Праздник Севера спустя 10 лет

Наши гонки: Праздник Севера спустя 10 лет

В этом году, благодаря амбасадорской программе Atomic, получилось поехать в Мурманск и принять участие в традиционном лыжном марафоне «Праздник Севера». По моим подсчётам был тут последний раз в 2007 году т.е вернулся спустя 10 лет! В детстве регулярно ездили в Мурманск в конце сезона, на соревнования приз Мещерякова и закатку т.к тут проблем со снегом нет и можно было продлить лыжный сезон. В конце марта, начале апреля погода обычно уже стоит весенняя, тепло, светит солнце,  всегда «наст» и кататься одно удовольствие — этим и хорош Мурманск. Но это было раньше, или в памяти так отложилось. 

В этом году с погодой была какая то беда! Она менялась в течение дня с неимоверной скоростью: то светит солнце, а через 5 минут сильный ветер со снегом и видимостью в 30-50 метров. И так все четыре дня, что я там был!
 
Наши гонки: Праздник Севера спустя 10 лет

Приехав в ночь со вторника на среду, с утра пошёл на лыжную трассу в «Долину Уюта». Город в целом сильно не изменился, только удивил легкоатлетический манеж, который построили рядом с лыжней.

Небольшое отступление, даже больше эмоции! Не очень понимаю его необходимость в городе который по климату не расположен для занятий лёгкой атлетикой. В подмосковном Жуковском, где стадион международного уровня, нет крытого манежа, а в Мурманске есть! Зато в Жуковском стоит ратрак, которым видимо снег чистят, а в Мурманске где снег с  октября по май и полярная ночь зимой 40 дней и все условия для занятиями лыжными гонками, на 300 тыс населения освещённый круг где то 3-4 км и тот по «рельефу». Где логика я не понимаю...

Наши гонки: Праздник Севера спустя 10 лет

Вообще очень обидно, что в таких городах как Мурманск, Апатиты, Мончегорск, где климат и природа не чуть не хуже чем в Финляндии, лыжная инфраструктура по сравнению с Финляндией можно сказать отсутствует! Все  условия есть, снег — это понятно, рельеф позволяет сделать круг любой сложности и протяженности, как зимой, так и летом, за счёт этого возможно круглогодично людям любого уровня подготовки заниматься различными видами аутдор активностями, в том числе лыжными гонками! И за счёт этих условий Мурманская область должна быть одним из сильнейших лыжных регионов. Но на дела все печально. 
 
Марафонский круг накатан не был после снегопада, но были хорошо подготовлены два 5-километровых круга. В этот день по ним бежали классическую гонку на Празднике Севера. Откатав лыжи на завтрашнюю коньковую гонку, прокатившись по двум пятеркам, я пошёл отдыхать. Трассу сразу вспомнил, только раньше подъемы казались больше и круче, особенно стартовый подъем, или сам подрос.

На следующий день 30 марта в качестве тренировки пробежал коньковую гонку 10 километров. Трассу в день старта изменили, должны были бежать стартовый и биатлонный круги, но оба круга были по биатлонной пятерке, чтоб, ни мешать кататься марафонцам. Состояние на удивление было неплохим, особенно по сравнению с предыдущим днём, когда еле заползал в подъемы.

Пробежал достаточно «мягко» особенно первый круг, не хотел, да и не мог быстро начинать, т.к круг сложный — старт сразу в гору и дальше идёт вверх-вниз почти без равнины. Зато на втором кругу по ощущениям было гораздо легче и наверно без западения по времени. В итоге был четвертым и самое главное — сделал неплохую «работу».

Наши гонки: Праздник Севера спустя 10 лет

В день перед марафоном мы проводили тест экипировки Atomic Salomon, а после сразу откатал свои лыжи и варианты смазки на марафон, поскольку по прогнозу погода должна была быть примерно такой же, ну может быть чуть потеплее обещали. А так до этого все дни стоял устойчивый минус:  -11...-8 ночью и -6...-4 днём. Но это Мурманск и погода преподнесла всем участникам сюрприз!

Утром в день старта было ясно около -6...-4 градусов, снег естественно холоднее, но были порывы сильного ветра, которые и испортили многим «спокойный» марафон. Лыжи готовил с утра с небольшими корректировками в смазке. Перед стартом выбрал лучшую пару и спокойно пошёл на старт, который был в 11 часов.

Наши гонки: Праздник Севера спустя 10 лет

За 20 минут открыли карманы для построения. У меня был 42 номер и без проблем встал во второй ряд т.к судьи выстаивали по номерам. Стартовая поляна и подъем, достаточно широкие и сразу получилось «переложиться» вперёд и на подъёме идти комфортно без лишней суеты.

Зайдя в первый подъем где то 8-12-ым и выйдя на равнину, понял, что лыжи сегодня работают не лучшим образом: «в шаге» работали как по песку, лидеры начали сразу натягивать. Закрыть «просвет» получилось совсем не сразу и визуально усилий приходилось прикладывать значительно больше.  Стало ясно, что с таким скольжением будет очень тяжело, но была одна надежда, что если ошибся со смазкой, то она может сойти и будут работать сами лыжи.

Но, видимо, сами лыжи работали плохо и пришлось мучиться до конца. Темп с самого начала задали очень высокий и группа поредела до 8-10 человек. Пройдя 4-5 км равнины начались подъемы с пологими спусками и темп на подъёмах лидеры поочередно задавали очень резкий и высокий. Не знаю только зачем, поскольку люди, кто это делал в тройку в итоге не заехали, сами себя надёргав. На одном из спусков не усидев в группе, получил просвет. Уже решил что они так и уедут вшестером, но на равнинной части получилось догнать их! Где-то на 12 км, судя по всему, азарт у них закончился и все пошли ровным темпом без всяких рывков.

Наши гонки: Праздник Севера спустя 10 лет

Догнав группу, я съел энергетический гель squeezy, который лежал в кармане рюкзака. До этого бегал в футболке с пришитым карманом под гидратор, но из за неудобства (давит на горло) отказался и побежал с трейловым рюкзаком  salomon на 5 литров и гидратором на 1,5 литра, который использую летом на тренировках и беговых стартах. Он очень удобно «сидит в виде жилетки» нигде не трёт и не болтается даже при беге в отличие от других производителей, которые довелось использовать.

В начале второго круга после стадиона нас ожидала связка затяжных подъемов порядка трех километров до моста по биатлонному кругу. Где-то ближе к концу этого подъёма, не выдержав темпа, я отвалился от группы и она снова уехала от меня. На озере начался сильный встречный ветер, который был очень некстати: пелотон был в ближайшей зоне видимости, но догнать одному в таких условиях не получалось!

На подъёмной части 30-32 км, ко мне подъехало двое человек и стало как-то повеселее, но один из них быстро отвалился. Дальше шли вдвоём с номером 68, отрыв от группы лидеров визуально не сильно увеличивался, на подъёмах еще было их видно. Но выйдя на равнину, с сильным ветром надуло облака и пошел снег, что вдвойне испортило мне и так нелегкую жизнь. Тут-то меня и начало  «накрывать»!

Каждый подъем стал даваться очень тяжело. Сьев гель с кофеином squeezy меня немого отпустило, но картина в целом не изменилась. Под конец круга, после питательного пункта, на связке пологих длинных подъёмов, где то с 44 по 47 км перед мостом, пришёл мой «конец». Впрочем кончился и мой напарник, и похромали мы с ним примерно одним темпом!

По ощущениям состояние было как в горах, когда «накрывает», мышцы  не сводит и вроде силы есть, но быстрее идти уже никак не получается. Также было и тут — как обычно «накрывает» редко но метко. На этом участке нас обошло человека 4-5, я пытался зацепиться за ними, но не получалось как бы я не старался. Осталось собраться с силами и уже «догрести» до финиша, попутно борясь с непогодой поскольку снег усилился вместе с ветром.

Наши гонки: Праздник Севера спустя 10 лет

После спуска и выката на равнину перед мостом объявился мой напарник, которого я любезно пропустил вперед, и заключительный подъем перед финишным спуском пошагал за ним. Немного отдохнув на длинном спуске перед финишем, у меня все-таки получилось выиграть у него — в итоге заехал 13-ым. После финиша было состояние опустошения — давно так тяжело не было, просто очень хотелось спать, хотя обычно после гонок тяжело уснуть.

Вот так завершился марафон Праздник Севера.



На следующий день взял классические лыжи, думал немного погулять, но погода и пейзажи вокруг были настолько хорошими, что появилось желание пройти весь марафонский круг, т.к в предыдущий день было не до пейзажей.
 
Общий вывод от марафона таков: марафон очень красивый и в тоже время тяжёлый из за рельефа, климата и погодных условий, если с ними не повезёт. Обязательно стоит там побывать.

Организаторам есть ещё над чем работать, чтобы это был действительно Праздник Севера. По моим ощущениям раньше там была совсем другая атмосфера. Начните хотя бы с хорошего комментатора — сразу вспомнил Андрея Ариха (разбаловал ты нас), который в течение нескольких стартовых дней может создавать «дух» мероприятия. Извиняюсь, но там был ну очень унылый диктор, именно диктор, а не комментатор, которому спортлото в пору вести!

Также организаторам стоит задуматься о проведение марафона в один круг, благо просторы позволяю. Это привлечёт много гостей, в том числе и иностранных. Расположение трассы в черте города позволяет без проблем разместить большое количество людей.

Город воинской славы, который имеет развитую инфраструктуру,  позволяет совместить марафон с экскурсионной программой. О других минусах, думаю, организаторы знают и постараются в будущем создать настоящий Спортивный праздник!

Наши гонки: Праздник Севера спустя 10 лет
/// Openski.ru

Комментарии4

Для того, чтобы понять зачем в городе за Полярным кругом крытый беговой манеж — надо приехать туда, когда там морозы и ветра, не в марте-апреле, а в январе-феврале. А лучше полгода заставить пожить — чтобы прочувствовать «полярную ночь»
 
Манеж строили 10 лет, открыли в 2015.
www.hibiny.com/news/archive/77546/
Причем построили на местные деньги (из 446 млн — федеральных — лишь 30 млн.)
PS Мурманская обл — место базирования Серверного флота — по-моему, самого мощного в военном отношении флота РФ. Видимо, это связано с географией — Арктика — самый ближний путь(ракет) до «потенциального соперника».
Вот и приходиться людям жить «в самом большом городе мира за Полярным кругом».

Построили манеж, это очень хорошо. Но в Полярную ночь хотелось бы и освещенку 10-15 км. 
 Путь самый ближний от ТОФ  ( для спарвки )  
Ни чего против манежа не имею! Но для такого крупного города это капля в море, тем более для любителей! Куда полезнее, а самое главное дешевле,  иметь освещенный лыжный круг длинной километров 10-15, что б после работы любой желающий бесплатно мог пойти покататся! Не думаю что манеж  бесплатный, и может вместит всех желающих, самое главное что желающих заниматься на свеем воздухе куда больше и это полезнее!

Оставить комментарий