Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

«Вот уже второй год подряд собираются отменять Тарту и сократили Хиихту – так что всем нам остается либо переезжать в Заполярье, либо учиться изготавливать снег, как это уже 20 лет делают итальянцы, либо вешать лыжи на гвоздь и переквалифицироваться в управдомы», — так заканчивается лучший текст о лыжных гонках, который мне приходилось когда-либо читать, и это были последние слова, которые я прочитала ночью пятницы перед тем, как заснуть.

На следующий день, в субботу, 11 февраля, я молотила по снежной каше, рассыпанной по замерзшему льду в русле реки Дубна, и думала о том, что для того, чтобы переквалифицироваться из лыжников в управдомы, мне, как минимум, следует переквалифицироваться в эти самые лыжники из бегунов.

По результатам сегодняшней гонки – 25 километров на марафоне «Николов перевоз» в подмосковной деревне Веретьево Талдомского района — Гармин показал 99 шагов в минуту со средней длиной шага 2,32 метра. В действительности это означает, что я делала в минуту 198 шагов по 1,16 метра, потому что ехала двухшажным ходом, поднимая руки один раз за два шага ногами, а Гармин мог считать шаги исключительно по маханию рук. Для сравнения, на Московском марафоне 2016 я бежала со средней частотой 187 шагов в минуту и длиной шага 1,17 метра. Ногами, без лыж.

Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Мой тренер по бегу говорит, что у всех лыжников ужасная техника бега. Мой опыт показывает, что у бегунов не менее ужасная техника катания на лыжах, во всяком случае, в середине третьего месяца обучения этому удивительному способу перемещения в пространстве с двумя пристегнутыми к ногам дощечками. А мой тренер по лыжам регулярно призывает подумать о том, что на лыжах надо ехать. Ехать, Карл! А не бежать! А как не бежать, если у тебя в анамнезе 6 лет бега и 20 марафонов   — беговых, не лыжных! А первые в жизни коньковые лыжи SkitrabAero куплены в начале декабря, и за два прошедших месяца мы с ними еще явно не породнились.

Пока наши отношения представляют собой неразделенную любовь: я за ними ухаживаю, натираю HF парафином, который стоит дороже, чем мой крем для лица, по часу полирую медной и синтетической щетками, выгуливаю по 6 часов в неделю при любой погоде – от плюс двух до минус двадцати, вожу на занятия к тренеру, но лыжи не спешат приручиться, одомашниться и повезти меня, наконец. Так что приходится мне их носить на ногах, молотя по 198 шагов в минуту, чтобы успеть к финишу. Со стороны, уверена, это выглядит чрезвычайно забавно. Во всяком случае, все, кто ехал сегодня передо мной, совершали как минимум в 2, а то и в 3 раза меньше движений, чем я: толкнутся себе одной ногой, и катят в сторону 3 метра. Как им только это удается?

Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Вообще-то у меня уже был шанс посмотреть на соревнующихся лыжников и понять, что моя техника выглядит весьма экзотично. То была моя первая в жизни лыжная гонка, SkiGrom 15К в январе, но проходила она темной ночью, а  я была занята в основном тем, чтобы не упасть, потому мне было не до изучения лучших представителей лыжного мира. Целью первой пятнашки было понять, что это вообще за мероприятие – лыжные соревнования, разобраться в их логике, логистике, тактике.

Сегодня же, на «Николовом перевозе», моем втором старте, я уже представляла, как устроена лыжная гонка. Да так же, как беговая, только тебе в любой момент могут наступить на лыжу и тебя уронить, сломать палку, ехать по середине двухполосной дороги и не давать обогнать. Вместе с лыжами ты весь вдруг становишься ужасно габаритным, занимаешь полтора метра по ширине дороги и три по длине, и твои соперники, понятное дело, тоже. Построение на старт – не то что на бегу,  когда все встали плечом к плечу, дыша друг другу в затылок, нет – тут каждый требует кусок поля, как минимум равный площади лыж.

Бегунов бы на этой площади можно было уместить не меньше дюжины, и наступать на кроссовки они бы друг другу не стали, а мирно разбежались. А питье и еда – это вообще челендж! Вот как, скажите на милость, взять стаканчик, если рука твоя одета в перчатку, а еще к ней намертво привязана палка – да я же этой палкой кого-нибудь заколю, скорее всего того самого волонтера, который мне этот стаканчик протягивает. Насчет воды нашла решение: рюкзак с питьевой системой – таким плоским пузырем с пластиковой трубкой ко рту. Пусть это лишний килограмм на спине, зато не травмоопасно для окружающих.

Не менее тяжело дается поедание гелей, вернее доставание их из поясной сумки: выбираю плоский участок трассы, прижимаюсь вправо, оглядываюсь — нет ли сзади людей, которых я задену палкой, и, толкаясь левой рукой, правой  достаю гель. Конец правой палки при этом описывает самые причудливые фортели сбоку и сзади, в радиусе ста пятидесяти пяти сантиметров, и горе тому, кто приблизится ко мне в этот момент. Да, я знаю, что эта проблема решается путем покупки палок с  отстегивающимися темляками, но я и так уже за эту зиму инвестировала в лыжный инвентарь больше, чем в беговой за предыдущие два года (при том, что меньше шести пар кроссовок за сезон у меня ни разу не получалось купить).
 
Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Из всего вышесказанного дорогие читатели сделали выводы о степени моей лыжной подготовки (а мужчины-профессионалы прекратили это читать еще два абзаца назад и переключились на статью о Йердалене), и я могу перейти собственно к марафону. Вообще-то я не собиралась его бежать, и, более того, зарегистрировалась на 12 февраля, то есть на следующий день, на SkiGrom 30Kв Мещерском парке. Но Светлана Найко, моя подруга, которая год назад проехала на «Николовом перевозе» десятку, соблазнила меня тем, что более плоского марафона не найти – он же по льду реки.

А я панически боюсь горок, и если горки вверх я просто не люблю, но представляю, как с ними справиться – в конце концов, забежать елочкой, – то горки вниз – это моя огромнейшая фобия: еще месяц назад наверху даже двухметровой горки я отстегивала лыжи и шла вниз пешком. Сегодня могу съехать с не слишком крутой горки высотой метра 4, с лыжами на ногах, но при этом с писком, плачем и криком «мама». Потому гонка по плоскому, как гладильная доска, рельефу – это мой идеальный старт, и я на него согласилась. Теоретически, можно было бы бежать 50, но на другой день предстояла тридцатка в Мещерском, и я решила ограничиться 25 километрами.
 
Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Понимая, что технику катания я так толком и не освоила, пыталась наверстать упущенное вечером перед гонкой, просматривая за ужином ролики в ютубе, как правильно ставить лыжи и толкаться палками. Ужинала, разумеется, макаронами – я же марафонец, поэтому про углеводную заргузку все знаю на собственном опыте. Перед сном в двадцать шестой раз перечитала письмо тренера – анализ моих ошибок при катании, — чтобы хоть какой-нибудь из многочисленных недостатков завтра исправить, а следом – красивейшую статью Сергея Медведева про лыжный марафон в Марчалонге, чтобы уловить  в его тексте вдохновение и природные вибрации разделенной любви к лыжам, вступить с ними в резонанс, поймать волну и проехать завтра на этом импульсе, компенсировав таким образом отсутствие опыта и техники. На том и заснула.

Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Будильник зазвонил в 5. Утро субботы, я не выспалась еще за время рабочей недели, а тут вставать – куда, зачем! Не просыпаясь, затолкала в себя выверенное годами предмарафонское меню: овсянку на воде, зеленый чай, сникерс. Взяла с собой пирожков  и термос с чаем: до старта еще шесть часов, надо будет поесть второй раз. В 6:30 за мной заехала Света, и на ее машине мы отправились в Веретьево. Вообще проблема логистики для меня чрезвычайно актуальна. Не имея машины, я каждый раз напрягаюсь, если старт расположен в каком-то труднодоступном месте, а марафоны бегаю только там, куда можно доехать на метро.

То есть, между Прагой и Бронницами я выберу Прагу. Город Дубна, и уж тем более деревня Веретьево, в моем понимании тоже находятся где-то вне зоны доступа, но тут я хочу вознести первую хвалу организаторам «Николова перевоза»:  вопрос доставки участников был решен очень подробно и разыми способами. Участникам разослали приглашения на трансфер от метро Тимирязевская или от вокзала в Талдоме. И вот эта помощь в доставке участников меня подкупает больше, чем все остальные атрибуты заботы о спортсменах – горячая еда и чай, теплые раздевалки или онлайн хронометраж, именно потому, что переезд для меня   — это самая сложная задача, и я безумно благодарна людям, которые обо мне позаботились и ее для меня решили.
 
Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Около девяти мы вышли из машины и ступили на Веретьевскую землю. Земля эта представляла собой огромное, расчищенное бульдозером поле для парковки машин, по площади сравнимое с парковкой у Меги. И эту парковку сделали именно под соревнования – еще один респект организаторам. По деревянной лестнице мы спустились на лед реки, перешли на другой берег, оценив по пути толщину льда в разломе. Надежный такой лед, крепкий: Титаник, конечно, не продырявит, но и сам не потрескается под десантом лыжников. Я успокоилась.
 
Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Стартовый городок располагался в Арт Усадьбе Веретьево, которая лет 30 назад была пионерским лагерем. Мне пару раз приходилось бывать в подмосковных домах отдыха, но только тут  я впервые почувствовала детский восторг и желание провести здесь выходные (такая опция – с проживанием на 1 или 2 ночи — тоже входила в пакет трансфера, и стоила совсем не дорого). Владельцы сохранили атмосферу пионерского лагеря: гипсовая скульптура пионера с горном, изображения Ленина, солнца, Винни-Пуха и Чебурашки. Но чтобы не прослыть хранителями коммунистических традиций, новые собственники снабдили арт-объекты табличками вроде «Медленно, сука, но верно / Пионер возмужал в борьбе. / Но, как в детстве, он хочет быть первым/ И доступ иметь к трубе!». Напротив домика, где выдавали номера, построили сцену, а на нее вывели ансамбль русской песни и пляски в зимнем обмундировании: валенках, кафтанах, папахах и платках – вполне себе в тему энтертеймент, и пели зажигательно.

Вообще все в этом Веретьево было пропитано душевностью и расположенностью к людям: улыбчивые и доброжелательные девочки-волонтеры,  источающие хвойный аромат опилки, рассыпанные на снегу, чтобы народ не месил снежную кашу, домашнее меню: в дополнение к уже обычной на московских забегах гречке предлагался суп, изюм, курага, бутерброды из поджаренного хлеба с солеными огурцами – нигде такого не видела. По множеству таких вот деталей чувствовалось, что лыжный марафон для деревни Веретьево и близлежащих городов Талдом и Дубна – это событие, которого ждут, праздник, которому местные жители рады и всеми силами стараются угодить приехавшим спортсменам. Сравните с Московским марафоном: бежишь по пустым улицам, а потом читаешь в Яндекс.пробках пожелания от обитателей ЦАО, чтоб всем бегунам провалиться и бегать свой чертов марафон по МКАДу.
 
Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Главная гонка «Николова перевоза» – это 50 километров,  но к ней прилагалось на выбор еще несколько дистанций: 10 и 25 километров для взрослых и  1 и 3 километра для детей. Мне приходилось слышать от сильных любителей бега, что забеги-спутники портят соревнования, десяточники, мол, мешают марафонцам. А на мой взгляд это очень хорошо, что они есть. Каждый, кто бегает на разряд, пусть вспомнит себя в начале беговой карьеры, на своих первых соревнованиях. Никто не готов бежать марафон, пока не попробует себя на десятке или половинке. А на такой старт, как «Николов Перевоз» можно приехать всей семьей: сначала дети прокатят свой километр, потом мама 10 а папа 50. А потом можно поехать в Дубну, смотреть на второй в мире по величине памятник Ленину и, наверное, первый по тем же параметрам памятник стулу – вот вам и культурно-оздоровительная программа на выходные. И скрепы, опять же.
 
Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна           

Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

И да, «Николов перевоз» – это идеальная гонка для новичков! Для таких, как я, кто боится спускаться с горок и не умеет подниматься на них,  для тех, кто не чувствует себя способным на 70 или даже 50 километров, но с удовольствием приобщился бы к атмосфере лыжного праздника. «Николов перевоз» для них (то есть для нас) идеален:  регистрируйся на 25 или на 10, и дерзай – поезжай, на сколько пока хватает сил, и смотри, как мимо молнией пролетают профики.

Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Я проехала свои 25 километров за 1:49:26, 19-я из 51-й женщины на этой дистанции; спустя считанные минуты финишировала подруга Света, и только мы пристроились фотографироваться на подиуме на фоне баннера, как уловили из динамика слова ведущего, что с минуты на минуту финиширует лидер. Мы остались в финишной зоне и нам повезло наблюдать финиш победителя  Дмитрия Клюквина – он влетел в створ, окруженный преследователями, кто-то из них упал. Эти люди мчались на такой скорости, что после того, как прекратили толкаться в финишном створе, проехали по инерции еще метров 30 до ограждения, из-за которого мы их наблюдали, и так и не замедлившись и не в силах затормозить плугом,  развернулись в полуметре от нас. А ехали они практически в 2 раза быстрее чем мы: время лидера на 50-ти километрах – 2:04:07, почти столько же, сколько у нас на 25-ти. Моя тренер Мария Новоселова стала шестой среди женщин, со временем 2:23:55, и я безумно ею горжусь.
 
Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

Поеду ли я «Николов Перевоз» в следующем году? Однозначно да, и побегу не 25, а 50 километров. Катание без горок, поворотов и прочих атрибутов «техничной» трассы такое безмятежное, медитативное – это даже при том, что я еще не научилась толком толкаться, а разгоняюсь исключительно за счет частоты шага. Приближаясь к финишу, я почувствовала сожаление, что уже все – клянусь, со мной  такого не было ни на одном забеге. Я совершенно не устала, лыжи по моим меркам ехали очень прилично. Первые 7 километров напрягал рыхлый снег, вернее, снежная каша, в которой лыжи тонули и запутывались в чужих следах. Но начиная с 8-го километра и до самого конца снег, по моему представлению, был отличный: спрессованный, но не заледеневший. Мне, конечно, пока рано оценивать качество лыжной трассы, но после второго разворота на 14-м километре лыжи поехали так хорошо, что я обогнала человек 10, думая о том, что марафонское прошлое дает о себе знать: после 15-ти километров мои соперники очевидно устали, а я только разогрелась и начала ехать.

И пусть европейцы отменяют свой Тарту и сокращают Хиихту, а вместо этого  едут кататься в наше Веретьево, где есть море – нет, река — снега из позапрошлого века. Bienvenue sur les  neiges d’antan.
 
Наши гонки: Николов Перевоз 2017 - лыжный марафон глазами бегуна

/// Openski.ru

Комментарии3

Что у вас за уровень бега, для которого вам 6 пар обуви?!
дело не в уровне бега, а в желании нарядиться ))) а уровень — 1 разряд
Из любопытства: 
Асфальт — тренировочные, с хорошей амортизацией (2 пары?)
Асфальт — соревновательные,  лёгкие,  без амортизации 
 Трейл — тренировочные, с rock plate 
Трейл — соревновательные,  лёгкие типа SLAB Sense Ultra
Зимние с шипами типа Cross Spike 

Примерно так? 

Оставить комментарий