Il mio primo Marcialonga

Наши гонки: Il mio primo Marcialonga

Моя первая Марчалонга
 
...Бреду мелкими шагами по снежному крошеву, стараясь не наступать на чужие лыжи. Путь наверх плотно заполнен строем лыжников. Наиболее амбициозные из-за спины пытаются просочиться в малейшую щель и проскочить вперёд. Чем -то похоже на час пик на пересадочной  станции московского метро —  с той разницей, что все происходит в довольно крутой и скользкий для моих подготовленных для doublepoling лыж подъем. В голове лишь две мысли: главная из которых тревожно-отчетливая«Лишь бы палки не сломали!!». Вторая обще- вопрошающая:" Это точно то, к чему ты так стремился?! Ведь мог бы вместо этого чай с баранками в теплепопивать неспешно".

Это печально знаменитая Сорага (Soraga), бутылочное горлышко Марчалонги — оно же ключ к высокому окончательному результату ( получил ранний стартовый номер — меньше потерял времени на подъеме).
 
Почему я начинаю свой рассказ о самом ярком впечатлении сезона — а может, и всей своей лыжной жизни — с худшего момента? Потому, что в нашем спорте все удовольствие — через преодоление. Если бы не «затычка» на Сораге, этот рассказ получился бы из одного предложения «Кто этого кайфа не попробовал — тот что-то очень важное в жизни пропустил!»
 

… То, что ты едешь на лыжный фестиваль, понимаешь уже свернув с Autostrada A22 в горы. Медленно едем? Да впереди неторопливо карабкается в горы wax truck шведской про-команды Lager 157 — наверное, бережно везет оборудование для побед своего лидера Бриты Норгренн.

Наши гонки: Il mio primo Marcialonga
  
На половине домов в городках, через которые идет дорога, баннеры Marcialonga и флаги стран из которых приехало наибольшее количество участников — Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония… Даже знаменитая местная сыроварня “Caseificio Sociale Val di Fiemme” украсилась плакатами с бегущим лыжником.


… Самое бросающееся в глаза, само впечатляющее — это количество спортивных, подтянутых людей на улицах Кавалезе — это уже участники гонки прибыли за получением номеров и общей рекогносцировкой.

Мне нравится быть в компании людей, которые считают количество тренировочных часов и километров в месяц, которые разбираются в марках парафинов лучше, чем в марках автомобилей, которые не собираются сдаваться и стареть. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Наши гонки: Il mio primo Marcialonga
 
… В самом центре рабочие готовят финишный городок. Тут же огромный двухэтажный трейлер организаторов гонки из серии Ski Classics – внутри конференц-зал и небольшая телестудия. У входа о чем то беседуют кричаще-спортивного вида ребята… да это же пятикратный олимпийский чемпион Томас Альсгорд и Йорген Оукланд, который собственно Марчалонгу выигрывал 4 ( четыре!) раза. Сейчас оба стали менеджерами — Team LeasePlan и Team Santader, соответственно. Рядом с ними бывший биатлонист сборной Норвегии Александр Усс, который теперь возглавляет оргкомитет нового лыжного марафона и приехал набраться опыта у итальянцев.
 Наши гонки: Il mio primo Marcialonga


… Передать ощущения от самой гонки словами очень не просто. На Марчалонгу случайно не попадают — едут, потому, что пришли к пониманию, ощущению того, что это надо, просто необходимо испытать. Наверное, когда едешь пятый или восьмой раз, острота впечатлений несколько смазывается и думаешь о вещах практических — например, о том, почему мои лыжи едут хорошо на солнце, но плохо в тени — а остальных, кажется, наоборот. В первый раз это все не есть существенно. Просто ловишь кайф от того, что ты смог, ты собрался, ты приехал — и теперь бежишь… Потом случается «вредная Сорага» — но за ней снова приходит нирвана...
 
Побегу ли Марчалонгу еще раз? Обязательно. Уже хотя бы для того, чтобы в следующий раз не отстать от той норвежскойдевушки, которая одним ( на самом деле тремя, как минимум — но «одним» звучит лучше) толчком палок обошла и уехала к финишу ( как она вообще в третьютысячу номеров попала? ). Мне нравится атмосфера лыжного праздника и и мне нравится ощущать себя его частью.

Наши гонки: Il mio primo Marcialonga

Что нужно посетить до или после самой гонки:
 
Наши гонки: Il mio primo Marcialonga
 
… Раз в 12 лет миллионы индусов устремляются в город Кумбаконам, чтобы искупаться в священном пруду Махамахам. Если вы приверженцем индуизма не являетесь, то вряд ли поймёте зачем.   Роль " священного пруда" в лыжных гонках играет стадион в Лаго ди Тесеро. Какие и когда чемпионаты мира и ЭКМ там проходили вы, опять же, уточните в интернете. Что нельзя в интернете прочувствовать, так это атмосферы. Особенно в дни перед Марчалонгой. Вот вас обгоняет тренирующаяся команда серии Visma Ski Classics United Bakeries во главе с Йоном Кристианом Далем. На самом деле, Даль едет почему последним в «пачке» и у вас есть совершенно уникальная возможность попробовать удержаться за ним — ну, хотя бы сто метров. Вот на стадионе появляется девушка в комбинезоне сборной Италии в которой вы вдруг, несколько оторопев, узнаете Доротею Вирер.

… А если очень повезет, то вас дорога приведет… прямо на открытый урок даблполинга Дениса Кабанена 

 Самое любопытное, что доступ на стадион абсолютно свободен и открыт — только с парковкой в последние два дня перед гонкой могут быть проблемы.

Наши гонки: Il mio primo Marcialonga

 Магазин Nones Sport в Castello di Fiemme. Где ещё лыжи вам поможет подобрать олимпийский чемпион? В свои 75 Франко Нонес — ходячая реклама полезности занятий лыжным гонками, настолько он мобилен и жизнерадостен. Только не откладывайте визит на последний день перед гонкой — тогда вы не только машину, но и мопед Vespa припарковать не сможете — так много «Марчалонгистов» едут в Nones готовить лыжи и докупать недостающие инвентарь. В этот раз «приглашенным баритоном» в опере синьора Нонеса выступал совладелец и главный эксперт Optiwax Яри Йоутсен, который демонстрировал десятку российских лыжников как, с его точки зрения, правильно готовить лыжи лентой Optiwax Glide.
 
Наши гонки: Il mio primo Marcialonga

 Passo Lavaze. В отличие от самой Марчалонги и стадиона в Тесеро, перевал Лаваце -это почти 1800 метров, среднегорье. Бежится тяжелее, но виды ещё захватывающе. В этом году мало снега — но искусственная трасса в полном порядке.
 
Есть ли что-то что не понравилось?
Скорее вызывает вопросы. Сотни подготовленных, регулярно тренирующахся продвинутых любителей — сначала, видимо норвежских, а теперь и всех остальных — сделали гонку Марчалонга именно гонкой, а не прогулкой. Люди приезжают биться за результат — в этой ситуации нужно ли направлять весь поток через центральные улицы и площади десятка городков? Местные жители очень приветливы, но лыжня именно в городах разбита категорически уже после элитной группы. На экваторе основной и финише Марча Light в Predazzo лыжня развалена до такой степени, что палки проваливаются сантиметров на пятнадцать, грозя сломаться. Наверное, для амбициозных первых двух-трех тысяч лучше было бы бежать в обход — по крайней мере, в обход большей части населенных пунктов.

Наши гонки: Il mio primo Marcialonga

Комментарии2

Спасибо за красочное описание.  Во многом совпадает и с моими впечатлениями в 2013 .
Но не вплне согласен насчет объезда городков. Мне показалось, что именно при проезде через них  во-многом создается  ощущение праздника жизни от самой гонки. 
Ваше описание покрасочнее будет — и более содержательно. Не очень легко писать, когда Марчалонга так подробно и изящно описана — видимо,  нужно  о менее популярных гонках писать.

Относительно проезда через городки — наверное,  было бы правильно оставить на пути 2-3, но не нынешние 6-7. Бьюсь об заклад, что даже названия их большинство не запомнило. По моей впечатлениям,  скандинавы и «примкнувшие к ним эстонцы»,  которых тоже очень много, приезжают в основном /исключительно на гонку,  бегут очень агрессивно и на все красоты внимания не обращают. 
Кроме того, не уверен, что воскресенье это лучший день для гонки с точки зрения логистики.
Наверное, правильным путем развития будет выбранный Vasaloppet — фактически, несколько гонок близких по времени и объединенных одним брендом. Marcialonga уже достигла предела пропустимости: в этом году было 7600 старатующих при идеале в 7500