Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?

Наши гонки: Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?

Чтобы поехать в далекий Чанчунь на лыжный марафон на новогодние праздники, нужно иметь хорошую мотивацию. Во-первых, посмотреть Китай, а в моем случае еще и наш Дальний Восток. Во-вторых, провести новогодние праздники необычно, в путешествии. В-третьих, рано начать марафонский сезон в месте, где снег гарантирован. А многим еще важно получить штамп Worldloppet, который считается заокеанским. Но главный вопрос для многих — стоит ли Китайский Васалоппет того, чтобы на него приехать: трасса, организация и т.д. Обо всем этом — в моем отчете.
 
В этом году участникам повезло — мы попали между двумя более холодными периодами, когда температура воздуха ночью опускалась до — 20...-25. В нашу неделю было примерно на 10 градусов теплее. Днем южное солнце (на уровне Сочи) поднимало температуру воздуха до -2...-7, хотя снег как был холодным, так и оставался. 
 
Я не рассматривал варианты порошков на такую дистанцию и погоду: отец еще в Петрозаводске положил холодную ленту Optiwax GlideTape2 поверх холодной таблетки Block 3 опять же на холодную пару лыж. Я их берег до марафона, потихоньку убивая более теплую пару Yoko. Количество грязи и неизвестно откуда берущихся камушков на искусственном снеге немного испортили скользящую поверхность. Поэтому, когда меня попросили за день до марафона проехать 25-километровый круг с близкой к гоночной скоростью круг, я выбрал готовую гоночную пару.
 
Только в этот день на трассе появилась классическая лыжня, мусора оказалось уже не так много. Лыжи определенно ехали хорошо, не тупили. Разве что, на натуральном снегу на озере было не очень, но так у всех.

После того, как я проехал круг со скоростью 20 км/ч (как оказалось, именно так я проеду на следующий день весь марафон из двух кругов) встал вопрос о том, что делать с лыжами. Я встрелил Андрея Тютерева, который искал подходящую мазь держания на марафон для Ольги Рочевой и Виктории Мелиной. Хабаровские лыжники поделились проверенным вариантом для РМК. Но команда еще раздумывала над выбором варианта на скольжение для мужчин и женщин.

Наши гонки: Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?


Я заверил, что лента с ускорителем хорошо работает, по крайней мере, имеет смысл её скатить перед стартом. В относительно низкой влажности 60% и температуре -10...-15 порошок может сразу не поехать. Так и решили — на одну пару ленту, на другую — холодный порошок Optiwax. Я поделился холодной таблеткой, а мне дали смывку, чтобы вычистить лыжи после тонны угольной грязи на скользящей поверхности.
 
Из-за природной скромности я сделал это один раз, хотя салфетки были очень черными. Скорее всего, это сыграло злую шутку — почти сразу чувствовался некий «мыльный слой», мешающий получить привычное скольжение. Не то чтобы меня объезжали на спусках, но я скорее привык накатывать.
 
РМК же разделилось во мнениях: мужики побежали на порошке, а девушки — на ленте. И те и другие остались очень довольны, хотя скольжение абсолютно у всех ухудшилось на втором круге.
 
В день марафона я плотно позавтракал на переполненном шведском столе пятизвездочной гостиницы Шаратон. С одной стороны, это очень удобный вариант размещения, где все  рядом, в том числе и куча участников. Но он невероятно дорогой, а скученность во время принятия пищи способствует очень быстрому распространению инфекций. Живя в более современном (!!!) сетевом 3-звездочном отеле (7000 рублей за 3 ночи с автобусом до старта) до переезда в Шаратон, я чувствовал себя в большей степени внутри Китая, в хорошем смысле этого слова — идеальный ремонт, отопление теплыми полами, куча вариантов питания в забегаловках, более близко расположенная станция метро — всё способствовало приданию уникального шарма путешествию по Поднебесной. 
 
За два часа до старта все участники марафона погрузились в большое количество автобусов и медленной колонной отправились к старту. В течение получаса удалось пообщаться со всеми соседями — организаторами Трансжурасьенна, лыжником из Канады и семьей из Австралии. Интересные рассказы, шутки — чувствовалось, что в такие моменты лыжники всего мира — одна семья. Хотя...
 
Рядом со мной сидел лыжник из России, который не проронил ни слова, читал книгу. К сожалению, языковой барьер мешает не только китайцам. А ведь общение и знакомства — это особенная часть любительских соревнований. Учите языки и не стесняйтесь — это всегда будет вам в плюс.
 Наши гонки: Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?

Мы оказались на месте за час до старта, в окружении огромных снежных скульптур. Было раскрыто много армейских холодных тентов для обычных участников, большой и чуть более теплый стеклянный дом для элиты и менее крупный, но реально теплый — для Ski Classics. В последнем я и обосновался — никто его толком не заметил, кроме судей. Поэтому не стесняйтесь прогуляться по стартовой поляне — учтивые волонтеры откроют дверь любому участнику. 

Наши гонки: Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?

На стартовой прямой я разместился за 10 минут, предварительно снял лишнюю футболку. В итоге я надел обтягивающие рейтузы на лямках под комбез, шорты, гольфы и одну непродуваемую фуфайку. На солнце было хорошо, ветер отсутствовал, я расположился в хвосте немногочисленной элитной группы.
 
За несколько минут до старта сняли ленты и задние ряды, в красных комбинезонах ринулись занимать хорошие места. Они готовы были встать параллельно с лидерами, но наученные горьким опытом организаторы пресекли эти попытки. Местные дети, да и взрослые, на трассе здесь не знаю тормозов — честные и не очень конкурентные приемы здесь в ходу. Останавливают их только суровые законы, видимо. Рассказывали, что некоторые китайцы в глубине протокола нещадно резали дистанцию, что вызывало смех.
 
Итак, дан старт, я удачно пристроился на 20-30 местах и постарался ровно проехать первую, довольно сложную часть дистанции. На первых подъемах элита была рядом, но пара протяжек отстегнули меня от них. Я не особо чувствовал в себе силы упираться в подъемы, лыжи не возвращали меня в группу на спусках. Зато сразу нашел компанию с Бриттой Норгрен, которая удачно стартовала и лидировала в женской гонке.

Наши гонки: Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?

Как только мы вышли на первый ровный участок, я переложился к маячившей на небольшом отдалении группе в полосатых купальниках (зачеркнуто) с мазью держания. Небольшие полочки с мощным даблполингом на спуске — и от них удалось оторваться, лишь Бритта держалась легко.
 
На километровом участке озера я решил перевести дух и подкрепиться на пункте питания. После этого предстоял важный пологий перевал на сто метров с крутой финальной частью. Бритта его задаблполила, я забежал ёлкой. На спуске мы догнали еще одну пару «попеременщиков» — мои лыжи катили лучше их, но Норгрен от меня чуть уезжала. На равнине я старался ей помогать, хотя чувствовал, что работаю против Ольги Рочевой. Я решил, что гонка у неё не заладилась, раз на подъемах соперница от неё уехала.
 
Когда же начался последний перевал, на круге нас догнала Рочева! Пришлось искупать вину, выходить вперед на пологом и очень-очень длинном подъеме. Мы догоняли следующие группы лыжников и в итоге нас набралось человек десять перед финальным пологим-пологим спуском и куском длинной равнины. 
 
Сменами с Баптистом Ноэлем, известным роллеристом из Франции, мы держали высокую скорость так, что Бритта в какой то момент отстала! На удивление, Ольга была с нами, сама выходила вперед, когда замаячил операторский снегоход. Но двужильная Бритта нас догнала.


 
В моменты на равнине я раз за разом ловил офигенное, ни с чем не сравнимое чувство «неудержимого» паровоза. Когда тебе сдают смены, и ты на высокой скорости по рельсам прорезаешь пространство и время мощными акцентированными толчками. В группе ты едешь с запасом и используешь его, выйдя вперед. Жаль, что это продолжалось не очень долго.
 
На финальные пять километров по озеру мы выбрались уже компанией с двумя китайцами, двумя европейцами и двумя женщинами. Лыжи здесь откровенно не катили, на очередной смене я почувствовал, что перебираю со скоростью. Китайцы отскочили, Ольга пошла за ними, Бритта не смогла поддержать рывок, а я и подавно.
 
Зная эти не очень приятные звоночки, я перешел в более-менее энергосберегающий режим, чтобы на втором круге проехать ровно и не встать. Время первого круга составило час и десять с половиной минут, всего в пяти минутах за лидерами. 
 
Также я грешил на лыжи, но с падением скорости столкнулись все без исключения лыжники. Мужчины спокойно проехали первый круг и упирались на втором, показав одно время. Женщины проехали на 15 (!!!) минут хуже в одиночку. Эта особенность марафона не должна вводить вас в заблуждение.
 
У меня же вместе со скоростью упали и пульс, и мощность отталкиваний. Марафон я проехал с датчиком RaceFox, который помог классно проанализировать Китайский Васалоппет. Моя средняя атака на первом круге составила 11 м/с2, а на втором чуть больше 10-ти. У Эрика Викстрёма, занявшего третье место на местном марафоне в Швеции, средняя атака составила 11.5. Есть к  чему стремиться. Думаю, что мне под силам показывать хорошее значение в 11 на двух часах, при хорошем раскладе и питании. 
 
Дальше предстояла терпежка. Впереди на подъемах маячила спина Бритты, но не Ольгина, что очень радовало. Я объехал одного европейца и китайца вначале и уже не рассчитывал никого увидеть, когда у меня пошли не самые приятные позывы к усталости в трицепсах. Но, выехав на финишное озеро, я как стоячих обошел двух китайцев! Один попытался меня сильно не отпустить и вплоть до самого финиша он мотивировал меня не сбавлять. 
 
И вот долгожданный финиш, медаль, питание и сведенный пресс при переодевании!
 
Наши гонки: Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?

На дистанции я много пил, в том числе почти на всех пунктах питания, но потерял один из двух гелей, взятых с собой. Этот вопрос нельзя пускать на самотек на Марчалонге — учишься на ошибках.
 
Я успел на первый уходящий автобус в отель и вместе с элитой добрался в номер, хорошо поел и поспал. Вечером прошел офигенный банкет. Китайцы не жалели лучших блюд, которые выклыдвали на крутящийся столик, а также своего вина и коньяка. После официальной части и речей началось неформальное общение. Менеджер «Юнайтед Бейкериз» упал со стула, молодные участники спринт-тура в Китае отрывались на дискотеке, РМК находила общий язык с множеством соперников. Был настоящий аферпати.

Наши гонки: Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?


В СУХОМ ОСТАТКЕ
 

— марафон обязателен к посещению как даблполерам, так и приверженцам традиционных лыжных ценностей.
— трасса совсем не скучная, в меру разнообразная.
—  миллионны китайцев знают, что делают. Я заметил большое количество людей, занятых одним делом, и это не приводит к хаосу. На выдаче номеров работает около десяти человек, на пунктах питания и финише их не меньше. Каких бы вопросов ты ни касался, тебе помогут в меру своего знания английского и умения пользоваться переводчиком на смартфоне.
— если бы по прибываю в Чанчунь мне сказали, что мы в Японии, я бы поверил. Уровень жизни вполне столичный по российским меркам, средняя зарплата выше, чем у нас. В инфраструктуру вложены большие деньги.
 
ПО ДОРОГЕ

Еще в октябре, когда я решил посетить Китайский Васалоппет, я разобрал все возможные варианты путешествия в Чанчунь для российских лыжников. И оказалось, что через Владивосток это сделать проще и выгоднее всего. Так оказалось и на практике — из Владивостока за час можно долететь до места старта совсем недорого, если брать билет заранее. Но компания Уральские Авиалинии преподнесла не очень приятный сюрприз, в последний момент изменив время вылета этого рейса. И если из Владивостока пришлось лишь подождать несколько часов (а скорее проспать их в гостинице из-за разницы во времени), то для тех, кто решил лететь домой на следующий день после марафона, всё обернулось переносом сдедующего аэрофлотовского рейса в Москву. Поэтому, наверное, стоит в таком случае изначально брать билеты с разницей минимум в 12 часов.
 
Чтобы закрыть тему путешествия к месту старта, обратно я решил проверить наземный путь до Владовостока. По Китаю я стремильно добрался до границы на скоростном поезде 550 километров за 3 часа и 1300 рублей. Приехал вечером, поэтому пришлось заночевать в Хунчуне за 1200 рублей с ужином и завтраком и за 2500 рублей за 5 часов доехать до Владивостока оставшиеся 220 километров.
 
В итоге поездка обошлась почти в два раза дороже полета. И если путешествие по Китаю быстрое, комфортное и недорогое, то по России оставляет желать лучшего. Было очень интересно посмотреть холмпистый пейзаж Дальнего Востока, но эта часть путешествия вымотала меня достаточно сильно. Во Владовостоке зимой не особо интересно, разве что, можно покататься на лыжах по льду Тихого океана. А так я бы предпочел, исходя из опыта, самолет с пересадкой в городах России или Китая. Возможен еще вариант полета в Благовещенск и ночной поезд по Китаю — в таком случае по России надо проехать несколько километров по льду реки Амур на автобусе.
 
Пекин вряд ли поразит вас видами — помимо обычного загрязнения воздуха зимой там топят углем, стоит адский смог, ничего не видно.
 
7-милионный Чанчунь тоже топят углем, стоит легкий смог с частицами PM2.5 в пределах ПДК. Снег не очень чистый. Но, как оказалось позже, во Владивостоке такая же фигня. На контрасте с газовым ТЭЦ Петрозаводска не очень приятно, но терпимо.
 
За все время нахождения в самом Чанчуне я не встретил ни одного европейца. Также китайцы очень плохо говорят по-английски, но достаточно находчивы, на пальцах можно объясниться. Надо быть к этому готовым, скачать пару программ на смартфон, которые распознают иероглифы на камеру — так вы случайно не купите собачатину в корейском ресторане, так также переводят с английского простые слова на китайский. 

Наши гонки: Китайский Васалоппет - подделка или оригинальный продукт?

ИТОГО
 

Китайская электронника, автопром да и вообще вся промышленность представляется нам копией. Все начинают с плохих, потом, благодаря конкуренции, более хорошим продуктам. Вершиной этого является уникальный продукт, собственная разработка. Также многие западные компании уже много десятилетий размещают заводы в Китае, выпуская собственные разработки. Последнее и произошло 15 лет назад, когда шведы загорелись идеей, скорее всего, финансируемой местными властями, провести классический лыжный марафон под своим руководством, используя местные ресурсы.
 
Шаг за шагом удавалось найти взаимопонимание с китайским партнером и вывести несколько лет назад продукт, достойный включения в мировую серию марафонов Worldloppet, а теперь еще и Ski Classics. Руководство города на банкете после рукоплескало тому, что европейские зрители центральных каналов Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехии и других стран смотрели в прямом и не только эфире Чанчунь в течение почти трех часов. В преддверии зимних Олимпийских игр 2022 в Пекине — это более чем имиджевый продукт для Китая. И он мне определенно нравится. 
/// Openski.ru

Комментарии2

Денис, а можно ссылку на тему или рассказать подробнее про вариант с лентой скольжения на ускоритель?
А записью тестового прогона они с тобой так и не поделились?

Оставить комментарий