Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

Посмотрев на красочные брошюры производителей лыж, можно подумать, что за идеальным скольжением стоят сумасшедшие нано-технологии, суперроботы, куча электроники и т.д. и т.п. Частично — это так, но именно ручной труд, огромный опыт и постоянные тесты позволяют добиться высокого качества. При этом разница в громкой рекламе между топовыми лыжами и вторыми-третьими моделями далеко не такая грандиозная. Во всем этом мне удалось убедиться, заглянув в цеха KSF Sport Oy в городе Китее, где всего в 30 километрах от российской границы изготавливают лыжи Yoko, Karhu и Jarvinen. Ну и, конечно, было интересно оценить новые лыжи, созданные исключительно для даблполинга.

1. В двух минутах езды от центра небольшого города в финской Карелии уже много десятков лет работает фабрика в первую очередь известная по бренду Karhu. С местного конвейера выходят до 50 тысяч пар лыж в год, при этом здесь трудятся чуть больше десяти человек одновременно.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

2. Создание лыжи начинается с работы дизайнера.
Графику, которую мы видим на поверхности лыжи, распечатывает огромный станок.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

3. Другой станок разрезает заготовки с графикой на полоски.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

4. Вот так будут выглядеть лыжи Karhu нового модельного года.
Если смотреть снизу-вверх: гоночные модели Volcano, знаменитая модель для даблполинга DP Carbon (о разработке которой я уже писал), классические лыжи Skin с камусом под колодкой и сверху вторые модели Spectra.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

5. Всё отличие лыж в начинке. Топовые модели используют сверхлегкий и очень дорогой сотовый сердечник практически по всей длине лыжи.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

6. Пчелы знают, как из минимума материала создать максимально крепкую структуру.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

6. В более простых моделях встречается комбинированный сердечник с полиуретаном и сотами под колодкой, либо используется сердечник чисто из полиуретана, который чуть тяжелее, но заметно дешевле.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

7. В детских и охотничьих лыжах использую старую проверенную деревянную основу.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

8. Заготовки из сот и/или полиуретана склеиваются большими листами с отборной фанерой под прессом. 
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

9. Получаются вот такие листы-заготовки. Жесткости сот достаточно, а полиуретан усиливается дополнительным слоем фанеры по центру.
Меня попросили не фотографировать, но думаю, можно рассказать, что с этого года на топовых коньковых и даблполинговых лыжах фанера также усиливается слоем карбона по всей длине. 
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

10. На следующем этапе специальный станок с алмазной фрезой разрезает огромные листы-заготовки на сердечники для будущей лыжи согласно её профилю и длине. На гоночных моделях полиуретан только на самых концах в самых тонких частях лыж.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

11. Следующим этапом «сборки» лыжи является выбор пластика. Для гоночных лыж используется австрийский фторированный Isosport как с графитом, так и прозрачный транспарентный без графита. На вторые модели ставят немецкий Okulen, хотя несколько лет назад он использовался и на топовых.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

12. Итак, у нас готова верхняя поверхность с графикой, нижняя со скользящей поверхностью и сердечник. Осталось добавить носок из АБС пластика, и дополнительные слои карбона и других композитов между слоями. И всё это склеить эпоксидным клеем в печке под прессом.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

13. Стол для заготовки слоеного пирога лыжи.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

14. На фабрике несколько прессов, куда на довольно продолжительное время укладываются заготовки. Именно в этот момент затвердевания эпоксидного клея задаются основные характеристики лыже за счет настройки высоты желтых опор.Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

15. Температура 76-80 градусов и высокое давление пресса.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

16. С пылу с жару работник фабрики производит визуальный контроль заготовок.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

17. Заготовки остывают, набирают прочность. На следующем этапе другая фреза срежет всё лишнее с краев, снимет пластик для создания желоба по центру скользящей поверхности, будет нанесен специальный лак на верхнюю поверхность для того, чтобы не налипал снег.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

18. На объектив попались кастомные лыжи для Ахво Тайпеле хозяина магазина Finn Sisu - главного дилера Yoko в США.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

19. Дальше судьба лыж складывается по-разному. Например, традиционные лыжи проходят процедуру нанесения структуры на скользящую поверхность. И после этого на многофункциональном станке за один проход наносится смесь высокофтористого порошка и ультратвердого парафина Optiwax Glidetape на ленте и тут же снимается щеткой. Современный пластик не нужно пропитывать парафином — он готов к гонкам сразу после штайншлифта. 

Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

На этом видео понятно как происходит эта процедура. По горячему барабану проходит лента со сверхтугоплавким парафином, который необходимо снять щеткой в теплом состоянии.


20. Лыжи с прозрачным транспарентным пластиком ни в коем случае нельзя парафинить. Они используются в теплых сырых условиях только с порошками.Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

21. На лыжах с камусом Skin после нанесения штайншлифта и высокофтористого парафина-порошка Optiwax срезается часть пластика под колодкой и вклеивается вот такая искусственная кожа с начесом. 
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

22. Но главной «фишкой» завода в Китее является технология Optigrip, позволяющая ездить классикой без мазей держания. На гоночные лыжи запатентованный состав наносится под колодку. А на массовых лыжах Optigrip вся поверхность лыжи покрыта составом, который благодаря своим химическим свойствам работает под высоким давлением (при задавливании колодки) на держание, а при равномерном на скольжение. Звучит удивительно, но эти лыжи — настоящий бестселлер в Финляндии, примерно 75% лыж выходят с фабрики именно с покрытием Optigrip. Снимать процесс нанесения состава мне категорически запретили.
По секрету мне сказали, что такие лыжи с лейблом Vylegzhanin есть у одного российского лыжника и он на них катается весной. 
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

23. Лыжи для даблполинга прошли три серии тестов и сейчас готовы для выхода на рынок. Elpex их будет продавать в Скандинавии и рассчитывает на успех.
Кстати, лыжи Карху будут маркировать их на 10 (холодные) и 20 (на сырую погоду). Лыжи отличаются эпюрой — на холодных более длинная зона скольжения.
Лыжи очень жесткие в колодке, примерно на 110-130 килограмм. При этом носки достаточно мягкие, при сжимании они расходятся, а пятки плотно прилегают друг к другу. Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

24. Все лыжи проходят быстрый тест на жесткость на старой установке, которой управляет компьютер на Windows 95 — как говорится, работает вещь и не трогай. Но гоночные лыжи проходят еще исследование на Ski Selector — прорисовывается эпюра и бирка с данными наклеивается на каждую лыжу, таким образом, подбираются пары. 
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

25. Имея доступ к этому хранилищу можно подобрать идеальную пару для любых условий.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

26. Отдельно стояли кастомные лыжи, в том числе и ретро Ярвинен.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее

27. Лыжи для даблполинга так и просятся на тест.
Лыжная индустрия: Как делают лыжи в Финляндии - экскурсия на завод в городе Китее


Как можно заметить, технология производства дорогих и не очень лыж на фабрике в Китее не сильно отличается. Все они проходят одинаковые процедуры, разве что внутренняя начинка может быть легче и пластик на гоночные лыжи чуть более эксклюзивным. При выборе лыж я бы советовал исходить из ваших амбиций: для тренировок и неспешного катания достаточно второй или третьей модели. Это более чем полноценные лыжи — главное подобрать их под себя.

На старт гонки, конечно, приятно выйти на топовом инвентаре, и быть уверенным, что эта часть оборудования тебя точно не лимитирует. Но часто бывает так, что без «колдовства» со смазкой, лыжи не покажут максимальный результат. Поэтому покупая гоночные лыжи надо также научиться их готовить.
/// Openski.ru

Комментарии13

Выглядит красиво. Еще бы они ехали, как Фишер и стоили подешевле.
А Фишер едет лучше?
Главное не марка, а правильный подбор лыж под человека.
не лучше, а подобрать легче. Лучшие пары у любой марки едут хорошо.
To Sergio:
Универсальность — не всегда означает легкость выбора и уж тем более профессиональный подход
Покажите мне хоть один магазин который может на самом деле профессионально подобрать скажем тот же Fischer. Ни один не сможет. В России. Пока. Пока не появились у нас в магазинах станки для промера лыж типа Skiselector или Рязановский станок. В крупных скандинавских магазинах такие станки стоят. На фабрике KSF такой станок стоит и маркирует все верхние гоночные лыжи. На Fischer такой станок маркирует только лыжи под элиту лыжных гонок, не под всю и не так как нужно для обывателя. Объемы Фишеру не позволяют маркировать все лыжи. Все на этикетке указано. Объемы позволяют.  Подобрать как раз такие лыжи легче, основываясь на данных теста.
По поводу едут хорошо: Ехать могут хорошо любые лыжи, и более жесткие и вообще не подходящие под ваш вес. Правильно подобранные пары будут именно хорошо работать и именно под вами. Одно только ехать не залог успеха в гонке и уж тем более не залог успеха качественного катания с удовольствием и хорошей тренировки. Не секрет что на определенные погоды более жесткие лыжи будут ехать лучше, чем те, что вы можете продавить или толкнуться (классикой или коньком не важно). Но вы не сможете на этих жестких лыжах даже качественно отталкнуться от лыжни, не говоря уже сколько вы потеряете и промучаетесь на подьемах и по равнине и даже со спуска, если лишитесь контроля слишком жесткой лыжи на жесткой лыжне и упадете.
По поводу цен, то несколько не прозрачна и не совсем понятна для обывателя политика ценообразования TRIAL Sport по Yoko. Но если же вы все таки разберетесь в хитросплетениях скидок и цен этой сети магазинов, то поймете что первая цена у них всегда нереальная, но всегда есть скидка по карте 30 или 45%, которую вы получаете при первой покупке скажем носков. И цена со скидкой будет примерно 23000-25000 рублей. 
Последний раз редактировалось
Ну и что из этого следует?
 
Удивительное сочетание современых технологий и простых человеческих приёмов.
подскажите, на фабрике лыжи подобрать и купить можно? 


Да, уже год как можно купить прямо на фабрике — появился у них магазин. Не уверен, что подберут именно под вас, но можно попросить.
Спасибо за интересную статью!
Новый сезон решил открыть на новых лыжах — выбор пал на Yoko YXC (вторая модель). Немаловажную роль, конечно, сыграл дизайн (хочу ноутбук, красненький!), но это далеко не главный плюс этих лыж. Вес, скольжение и жесткость — идеальны. Единственный минус — нет платформы NIS, но минус был быстро устранен путем покупки и установки ее в сервисе.
наверное, в Триале по скидке хорошей?
В нем, ага. Правда, насколько я понял, их цена по скидке равна реальной цене, а цена без скидки — завышенной для контраста. Но лыжи своих денег стоят, о выборе не пожалел.
На днях опробовал Yoko YXR Skating Cold Medium 194 см. Отличные лыжи. Получил огромное удовольствие от катания.