Бегаем на Fischer? Скоро будем летать! Part I

Экипировка: Бегаем на Fischer? Скоро будем летать! Part I

Что и кто стоит за технологическим доминированием фирмы Fischer в современном лыжном спорте? Какая связь между лыжами Carbonlite, новейшим российским самолетом и международной бандой?

Факт в том, что крылья для новейшего пассажирского самолёта МС-21 разработаны по технологии, которая берет свое начало на фабрике Fischer в Рид им Иннкрейс (Ried im Innkreis) в Австрии. Центральный персонаж чудесного взлета — инженер Вальтер Штефан ( Walter Stephan).

В 1981 году дела у Fischer GmbH шли ну совсем не ахти, компания собиралась уволить половину отдела разработок и новых технологий. 27-летний руководитель отдела Штефан предложил радикальную вещь — попробовать использовать знания и технологии, наработанные в производстве лыж… в авиации.

Так родилась Fischer Advanced Composite Components (FACC). Оказалось, что Fischer, сами того не зная, сидят золотой жиле. Не быстро — а очень быстро выяснилось, что производить детали из углепластика австрийские лыжники умеют лучше всех в мире. Едва родившись, в тот же год, FACC выиграла контракт на производство опор пола для готовившегося к выпуску Airbus 310 - легенда гласит, что видавшие виды технологи-«прочнисты» Airbus просто не верили своим глазам (и приборам) — настолько легкой и прочной оказалась «лыжная» разработка.

Дальше — больше, выше, быстрее. За 30 лет FACC стал ведущим партнером Airbus, Boeing, Dassault, Embraer. Новейшие Boeing 787 и особенно Airbus 350 «напичканы» углепластиковыми деталями разработки и производства Fischer Composite.

В 1986 FACC стала отдельной компаниией, а в 2009 перешла под контроль китайской Xian Aviation Group. Работа над российским самолетом — это новый большой шаг, новый вызов для FACC. Для МС-21 австрийцы совместно с российской компанией Аэрокомпозит разработали и запатентовали нечто под названием membrane-assisted resin infusion (MARI) Что это такое — за пределами моего понимания, но специальные журналы полны восхищенными отзывами специалистов. Похоже, это действительно нечто революционное, конкурентам пока не под силу. МС-21 — первая машина в мире, у которой крылья будут «выпекаться» по этой технологии.

Сегодня оборот FACC — 600 миллионов евро в год, на нее работает более 3000 инженеров, ученых и рабочих. «Родная» лыжная компания для сравнения — в четыре раза меньше и по обороту, и по количеству работников. Однако и Fischer Sport за эти годы превратилась из стоящей на грани закрытия фирмы  в лидера индустрии. И отнюдь не случайно!

Всё эти годы обе компании — FACC и Fischer Sports GmbH — работают бок о бок в родном Рид им Иннкрайс — с той разницей, что оригинальная лыжная  фабрика давно находится в тени вновь отстроенных огромных корпусов FACC.

В открытой печати нет абсолютно никаких сведений — и у меня их тоже нет — о конкретной взаимной передаче технологий между двумя соседями и корпоративнми партнерами. Официальные источники обоих хранят молчание — но, рискну предположить, оно происходило десятилетиями и остается масштабным. Разработка новых составов углепластиков и технологий  производства — вещь очень затратная, за такое может заплатить Boeing или Airbus — но отнюдь не любители лыжных гонок.

А то, что know-how уходит через дорогу, в Fischer Sports — это логично. Да здравствуют Carbonlite и Speedmax, созданный на «авиационные» деньги!

Однако после 35 лет такому симбиозу может придти конец — возможно, он приходит прямо сейчас. Во второй части — о том, какая беда свалилась на успешных австрийцев...
/// Openski.ru

Комментарии10

Спасибо, офигенно интересный материал, ждем продолжения
Удивляет эта святая вера в превосходство фишер, просто маниакальная.
И вера в то, что карбонлайт и спидмакс — это детище авиационных технологий, а не маркетингового отдела ))
Nomex и карбон сейчас во всех лыжах.
Madshus, например, принципиально Nomex от DuPont не использует — а использует Rohacell пр-ва конкурентов DuPont из немецкого Evonik. 

С карбоном все еще сложнее — можно сделать относительно бюджетные карбоновые вставки, а можно carbon monocoque, как на свежем Redster Carbon, на котором Йордален Марчалонгу выиграл в этом году. Последнее, естественно, гораздо дороже в производстве. 
Как сказал один известный человек, Фишки просто наиболее универсальны. Чтобы нормально ехать на тех же Мадшус, надо пять пар иметь на разную погоду и столько же к гонке готовить. Самому.
Максимкин, а вы что посоветуете?
Это сказал не один, а, как минимум, 10 известных человеков)
Решенного дела советом не поправишь. Все мы уже с чем-то определились. Лично я выбрал то, что будет приносить радость в ежедневных, частых тренировках, то, что любителю как я обойдется бюджетнее т.к. это топовая модель 2013/14 а не 2016/17. То что отлично работает на ближайшей к дому трассе, которую готовит снегоход  а не ратрак, которую иногда заваливает снегом, а иногда нет снега месяц и более.
   Если интересно, вчера, к примеру, speedmax skate cold stiff nis hole 192, шш -2 до -8, на мягкой трассе при большом количестве свежего снега — песня! Через 3-4 для она будет «прикатана», «задубеет» и Rossignol x-ium s1 вступят в свои владения, а speedmax превратят лыжника в «корову на льду». Вот так, об их универсальности.
А через два дня еще снежок сыпанет, и россики на гвоздь, доставай спидмаксы. Но мы же говорим «в общем» об универсальности, а не кто что выбрал, не так ли? Универсальность, а не превосходство. Которая выигрывает при прочих равных.
Универсальность фишек доказана неоднократно, и пока действует.
Ради справедливости — сам езжу на фишках и Росси s2. :)

Оставить комментарий